Знамя Мира – Знамя Культуры
В Музее Н.К. Рериха бываю регулярно. Во вторую субботу каждого месяца, а также при открытии новых выставок, здесь свободный вход. И вот я в холле второго этажа музея.
Вижу новую экспозицию, посвящённую 80-летию Пакта Рериха (это первое международное соглашение по охране культурных ценностей) и Знамени Мира.
В центре выставки размещены два знамени, рядом фотография Валерия Першина со Знаменем Мира на горной вершине Монблан. Читаю, что он заслуженный мастер спорта России по альпинизму и входит в десятку лучших альпинистов мира. Валерий Першин поднимался с этим знаменем на высочайшие вершины Америки, Азии, Европы и в этом году подарил его Музею Н.К. Рериха. Знаменитым спортсменом было также передано письмо: «…Пусть это Знамя Мира всегда охраняет бесценный Храм Культуры на сибирской земле, несёт идеи мира, добра, общинности всем настоящим и будущим посетителям Музея Н.К. Рериха!…»
На соседнем столе второе Знамя Мира, у которого тоже интересная история. Первоначально оно было подарено американкой, сотрудницей Рерихов – Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, новосибирским учёным – горным туристам, которые, поднявшись на одну из горных вершин Алтая, дали ей имя «Урусвати» – свет утренней звезды. Это имя в Индии было дано Елене Ивановне Рерих.
Мне захотелось узнать больше о Знамени Мира и знаке, который изображён на нём. В текстах, сопровождающих выставку, читаю, что Знамя Мира предложил Н.К. Рерих как отличительный знак Пакта, и оно является международным охранным Знаменем Культуры.
Знак на флаге (знак Триединства) – три амарантовых сферы в круге – символ Вечности и Единения. Существует много объяснений этого символа: искусство, наука и религия в круге Культуры; прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в кольце Вечности; любовь, красота, действие в круге Вечности.
На выставке «Символ Триединства в мировой культуре» отражена ис-тория знака, которая уходит в глубокую древность.
На фотографиях и репродукциях икон и картин вижу этот знак в Индии (3 тыс. лет до н.э.), в Египте (14 в. до н.э.), в Монголии (19 в.), на иконах древней Руси, в живописи, архитектуре. Прихожу к выводу, что это один из самых распространённых символов всех времён и народов. Получается, что знак Триединства не принадлежит какой-либо одной стране или культуре, поэтому Н.К. Рерих и предложил его как символ, единый для всего мира.
Как же Рерих пришёл к этому знаку? В одном из своих писем он пишет: «…Первая идея Знака Знамени появилась у меня от иконы Св. Троицы в Сергиевской Лавре…»
На выставке также представлены два стенда с фотографиями, которые отражают участие Знамени Мира в жизни планеты: «Знамя Мира над планетой» и «Идите и храните Знамя…».
Космонавты берут его на борт космических кораблей, выносят в открытый космос, вручают президентам стран.
Альпинисты совершают восхождения со знаменем на высочайшие горные вершины планеты.
Этот белоснежный стяг развевается над музеями Н.К. Рериха: в Новосибирске, на Алтае (с. Верх-Уймон»), в Москве, Одессе, Нью-Йорке. Если вспомнить, что знак Знамени Мира прошёл через века и через культуры разных народов, что Знамя Мира сотни раз на космических кораблях облетало вокруг Земли, десятки раз разворачивалось на горных вершинах и поднято над многими культурными учреждениями, то значит, что в этом есть какой-то особый смысл и особое значение, до конца ещё не понятое нами.
Этот символ предполагает единение не только земного человечества, но и всего Космоса, частью которого является наша Земля и каждый человек.
В Музее Рериха о культуре говорили несколько в другом ракурсе, нежели об этом пишут в энциклопедиях и словарях, – с этим понятием связано всё самое высокое и прекрасное, что есть в человеке и человечестве, что создано и принесено в мир лучшими его представителями.
С культурой неразрывно связано понятие красоты. Красивым или не-красивым, т.е. культурным или некультурным, может быть всё – мысли, слова, поступки, намерения.
На сайте музея (sibro.ru) по этой теме нашла дополнительную информацию. По словам Н.К. Рериха, культура – это почитание Света. Какой свет он подразумевал? Тот, о котором Христос сказал: «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Значит, свет есть, прежде всего, добро. Не только знание, не только просвещение, не только высокое искусство, но добро – в мыслях, чувствах, действиях. Понятие культуры неотделимо от понятия сердца. «Культура есть сердце», – пишет Н.К. Рерих. О сердце и его значении говорят все религии мира.
Получается, что не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры – ею мы объединяемся друг с другом.
Невозможно представить жизнь без картин, храмов, книг, музыки – без этих сокровищ, созданных человеческим гением, человек духовно погибнет. Поэтому все действия противников Света и направляются на духовную основу народов – культуру. И пока не случились непоправимое, человечество должно объединиться и охранять всё, что питает дух.
Н.К. Рерих всю жизнь был самоотверженным защитником Культуры. Он – инициатор Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, названного в честь его Пактом Рериха. Этот документ был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне президентом США Ф.Рузвельтом и двадцатью представителями стран Латинской Америки. Впоследствии идеи Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции, которая в 1954 году была ратифицирована большинством стран мира.
В зале много картин Н.К. Рериха, посвящённых Знамени Мира, которые оказали на меня очень большое впечатление.
На этой выставке мне запомнились слова экскурсовода о том, что мир и согласие на Земле наступят тогда, когда каждый человек во взаимоотношениях с другими людьми начнёт с самого себя – с мира внутри себя, и тогда мир этот расширится до размеров всей планеты.
Ольга Надеждина
Музей Рериха и Колокол Мира в Новосибирске Наша семья очень любит посещать новосибирский музей имени великого ... | Выставка скульптур Алексея Леонова в музее Н.К. Рериха О деятельности Музея Н.К. Рериха на Сибке репортаж уже был - «Музей Рериха и ... | Репортаж с открытия выставки картин Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993) в Музее Н.К. Рериха Творчество Б.А. Смирнова-Русецкого мне давно знакомо по репродукциям его ... |