Репортаж с открытия выставки картин Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993) в Музее Н.К. Рериха
Творчество Б.А. Смирнова-Русецкого мне давно знакомо по репродукциям его картин, поэтому я с нетерпением ожидала открытия в музее выставки оригиналов (про музей уже рассказывала в одном из репортажей).
И вот, 24 января, к назначенному времени весь концертный зал музея (на 3-м этаже) заполнился посетителями.
Рассказ о художнике начали его давние друзья (москвичи Зенкины Игорь Михайлович и Нина Антоновна), которые и предоставили эту коллекцию из 67 работ Бориса Алексеевича для экспозиции в музее.
Будучи его близкими друзьями в течение многих лет, они особо отметили такие черты личности художника, как необычайное расположение к людям, общительность и позитивный настрой. У Бориса Алексеевича было очень много друзей, и все они отмечали чувство радости, которое появлялось при знакомстве и общении с ним.
Затем гостям мероприятия был показан документальный фильм 1998 года «Амаравелла» (о творческой группе художников, в которую входил Смирнов-Русецкий).
Расскажу кратко об основных вехах биографии художника, о которых узнала из фильма, воспоминаний его друзей, книг и Интернета.
Борис Алексеевич прожил долгую и интересную жизнь. Родился он в Санкт-Петербурге 21 января 1905 года в семье офицера. Начало художественного образования получил в рисовальной школе, а затем в студии художника Ф.И. Рерберга (1921-1924), параллельно закончил инженерно-экономический институт.
В 1924 году Смирнов-Русецкий и его друзья-единомышленники сформировали творческую группу (в дальнейшем названную «Амаравелла») – объединение шести художников-космистов.
А летом 1926 года в Москве произошла знаменательная встреча молодого художника с Николаем Константиновичем Рерихом. Борис Алексеевич знал о Рерихе по книгам и рассказам своего дяди, известного искусствоведа А.П. Иванова. Эта встреча и определила весь дальнейший жизненный путь и мировоззрение Бориса Алексеевича.
По рекомендации Рериха он продолжил образование во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские). В 1927 году, также по предложению Н.К. Рериха, художники группы «Амаравелла» отправили свои работы на «Всемирную выставку современного искусства» в Нью-Йорк, а затем и в Чикаго.
Но вскоре ситуация в Советском Союзе осложнилась репрессиями и гонениями на всех инакомыслящих, и у художника не стало возможности выставлять свои работы. Начиная с 1930 года, Борис Алексеевич работает инженером и педагогом. Постепенно репрессиям подверглись все участники «Амаравеллы». А в 1941 году арестовали за «антисоветскую пропаганду» и Бориса Алексеевича. 15 лет он находился в заключении и ссылке в таких местах, где гибли тысячи людей. Но он и тогда не переставал рисовать!
В 1957 году после реабилитации художник вернулся в Москву и стал работать в научно-исследовательском институте (где и проработал до пенсии), а в 1962 году защитил кандидатскую диссертацию в области кристаллической структуры металлов.
Всё это время художник продолжал рисовать. Постепенно у него сложилось более 40 циклов картин, многие из которых были задуманы им ещё в молодости: «Прозрачность», «Космос», «Алтай», «Валаам», «Звенигород», «Осенние раздумья», «Сортавала», «Север», «Жизнь неба», «Балтика», …
Также в 1957 году в Россию из Индии вернулся сын Н.К. Рериха — Юрий Николаевич. Они стали друзьями с Борисом Алексеевичем и помогали друг другу. Юрий Николаевич считал Смирнова-Русецкого талантливым пейзажистом и помог ему с организацией выставки в Москве.
Далее интерес к творчеству художника растёт, и его работы экспонируются не только в городах СССР, но и за рубежом.
Всего Борис Алексеевич нарисовал около 2000 картин и примерно столько же этюдов, которые сейчас находятся во многих ведущих музеях России (Русском музее, Государственном музее Востока, Третьяковской галерее и других), в музеях ближнего зарубежья и в частных коллекциях.
Для своих работ художник использовал в основном пастель. На данной выставке представлены картины из разных циклов: «Прозрачность», «Космос», «Север», «Алтай», «Осенние раздумья» и др.
Друг художника Сергей Владимирович Николаев (с которым они вместе путешествовали) немного рассказал о пейзажах, где запечатлены виды Карелии, Ладожского озера, острова Валаам и другие северные места.
Художник выбрал эти места для отдыха и пленэра потому, что там жил в 1916-1918 годах с семьёю Н.К.Рерих. А остров Валаам — это один из древнейших столпов православной веры на Руси. Валаам часто называют "Северный Афон".
Борис Алексеевич писал: «Трудно передать красоту и очарование этого заповедного уголка. Тишина и величие белых ночей, сочетание суровых скал, украшенных мхами, узорами лишайников, и нежной весенней зелени, богатство трав и цветов — всё это сказочно прекрасно и настраивает на глубоко поэтический лад. А как изумительны раскрывающиеся с высоких скал озёрные дали с разнообразными островами!»
Природа этих мест мне показалась суровой и загадочной, особенно понравилась картина «Тишина» из цикла «Север» (самая большая на следующей фотографии). Облака громоздятся на горизонте подобно причудливым горам, синяя цветовая гамма настраивает на душевное спокойствие.
А вот эти работы («Дозор ангелов», «Белые стены», «Матерь Света», «Полёт», «Утренний свет») уже из других циклов:
На этих полотнах художник изобразил то, что видел и ощущал уже в своём внутреннем, духовном мире.
На картине-иконе «Матерь Света» Борис Алексеевич сделал акцент на глазах Матери — очень любящих и сострадательных, тревожащихся за наше будущее, будущее людей планеты Земля. Свечение нимба вокруг головы Матери и сияние свечей на переднем плане картины настолько ярки и натуральны, что кажутся трёхмерными.
«Дозор ангелов» завораживает нежно-прозрачными обликами ангелов и хрустальным звучанием тонких миров.
Идём далее... На этой стене находятся картины с осенними и зимними пейзажами:
При их рассмотрении мне приходит на ум слово «геометрия». Мы знаем из биографии художника, что его деятельность была связана с точными науками, инженерными расчётами. Это, видимо, и придало его творениям некоторую «геометричность».
На следующей фотографии, на картине справа – роза, и она очень напоминает планетарную туманность. Художник тонко уловил в образах земной природы сходство с формами Космоса, то есть отражение макромира в микромире.
И в целом творчество Смирнова-Русецкого можно охарактеризовать словами из его автобиографии, относящимися ко всем «амаравелловцам»: «В нашей художественной деятельности мы возвышенное, космическое начало ставили во главу угла, и отражение этой вселенской духовности было непременным условием творчества, а также и критерием всех оценок».
А о лучшем своём цикле «Прозрачность» художник говорил: «В моей жизни неповторимый период – это 1922 год. Я заново увидел мир. И это дало цикл прозрачность. Всё сверкает белизной, чистотой, светом. Мне захотелось выразить чистоту человеческого духа, способность воспринять, принять эту природу. «Прозрачность» – цикл, который возник на самой заре моей юности… Это музыка души. Чувство непередаваемой красоты природы. Всё утончено, всё как бы чуть-чуть. Это «чуть-чуть», прозрачность является душой этого цикла».
Картины из цикла «Прозрачность» впечатлили меня «лёгкостью», необычностью, неповторимостью. Я никогда не встречала ничего подобного у других художников.
Ещё одна тема интересовала Бориса Алексеевича — натюрморты и изображение цветов.
Очень часто художник рисует одуванчики.
В заключение своего краткого описания выставки хочу привести из автобиографии Смирного-Русецкого расшифровку названия художественной группы «Амаравелла» и её творческие цели.
«"Амаравелла" - слово индийского происхождения, значение которого можно перевести как "ростки бессмертия", или "берег бессмертия"».
«Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.
Научить этому нельзя.
Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого первоисточника.
Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение.
Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их цель будет достигнута».
Выставка картин Бориса Алексеевича в музее Н.К. Рериха продолжится до 1 марта 2015 года.
А теперь расскажу о других залах музея, где со времени предыдущего репортажа обновились экспозиции.
Это зал, посвящённый сыновьям Рериха. На выставочных витринах и в шкафах - научные труды, написанные Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем, а также принадлежавшие семье Рерихов предметы и вещи. На стенах — репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов.
Репродукция картины Л.Р. Цесюлевича «Портрет Юрия Рериха». Старший сын Рерихов - учёный-востоковед с мировым именем:
А в центральном зале музея — портрет младшего сына Рериха, — Святослава (портрет подарен автором Л.Р. Цесюлевичем совсем недавно, в октябре 2014 года).
Эта картина — очень большая, облик Святослава Николаевича здесь — светлый и яркий. Свет и Красота — этими словами можно охарактеризовать всю его жизнь и творчество.
Также в октябре 2014 года в музее произошло знаменательное и долгожданное событие — открытие часовни, построенной в честь 700-летия Великого Святого русской земли — Преподобного Сергия Радонежского.
Идея возведения часовни Святого Сергия, очень почитаемого в России, принадлежит основателю Сибирского Рериховского Общества (СибРО) и Музея Н.К. Рериха — Наталии Дмитриевне Спириной, вдохновившей на это строительство великое множество людей. Архитектурным прообразом часовни послужил храм, изображённый на картине Н.К. Рериха «Святой Сергий Радонежский».
Строительство велось 2 года силами сотрудников СибРО, но при активной помощи (средствами и трудом) друзей музея из разных городов России и других стран.
Святой Сергий — Заступник и Покровитель русской земли, навеки данный России Воевода. Его можно назвать Собирателем Российского государства, так как из истории мы знаем, что Сергий мирил затевавших междоусобицы князей, а постройкой монастырей в диких и пустынных местах способствовал освоению народом новых земель (ибо монастыри были магнитами, дающими духовную радость и силу, чем привлекали к себе население). Победа Дмитрия Донского в Куликовской битве по благословению Святого Сергия стала началом освобождения нашей страны от татаро-монгольского ига.
В центральном зале музея летом прошлого года открылась выставка репродукций картин и икон на тему жития Преподобного.
Здесь Святой изображен нашим современником, художником С.Н. Ефошкиным:
Необычайной силы торжественностью и Светом наполнен Великий Образ Преподобного Сергия у Н.К. Рериха:
А ещё раньше, в мае 2014 года музей пополнился очень ценным художественным произведением — картиной Л.Р. Цесюлевича «Зов Преподобного» (1996-2014), подаренной музею к 700-летию Святого Сергия.
Никто лучше самого автора не раскроет смысл своего творения, потому приведу слова Леопольда Романовича из его рассказа (напечатанного в выпускаемом СибРО журнале «Восход») об этой картине: «... Сергий был очень сильным, прямым, очень решительным, в Нём был синтез качеств, полная симфония. Абсолютный разум и совершенное сердце. Очень чуткий, внимательный, бережный к братии, к людям, ко всей природе. Сострадательный и доброжелательный, но одновременно решительный, абсолютно непреклонный и духовно столь сильный, что мог то, что другим было не под силу, — помирить князей, которые воевали между собой, постоять за будущее, за дух народа. И поэтому я изобразил Его прямым, крепким, широкоплечим. Его руки — это руки рабочего человека. Он был игуменом, но не признавал никаких знаков отличия. Он отказался от сана митрополита, пребывая в простоте, вере, Истине...»
И мне кажется, что именно сейчас для нас, россиян, очень актуально следование заветам Сергия: один из них — «Помогите земле Русской».
Напомню адрес музея Н.К. Рериха: ул. Коммунистическая, 38, проезд общественным транспортом до остановки «Кинотеатр Маяковского» (на Красном проспекте). Ближайшая остановка метро – «Площадь Ленина».
За афишей событий в музее я слежу на сайте Сибирского Рериховского Общества 2.
Музей Рериха и Колокол Мира в Новосибирске Наша семья очень любит посещать новосибирский музей имени великого ... | Выставка скульптур Алексея Леонова в музее Н.К. Рериха О деятельности Музея Н.К. Рериха на Сибке репортаж уже был - «Музей Рериха и ... | Новосибирский государственный художественный музей Когда я думала, с чего бы начать свой рассказ о художественном музее, ... |
Основательно и профессионально сделан материал поста! Спасибо!