Репортаж с открытия выставки картин Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993) в Музее Н.К. Рериха

6 февраля 2015 г. Наталья Рудевская Просмотров: 12189 1
Отчеты , , ,

Творчество Б.А. Смирнова-Русецкого мне давно знакомо по репродукциям его картин, поэтому я с нетерпением ожидала открытия в музее выставки оригиналов (про музей уже рассказывала в одном из репортажей).

Афиша перед центральным входом в Музей Н.К. Рериха © Рудевская Наталья

3 этаж: плакат с названием выставки и картина «Кружево берёз» из цикла «Прозрачность» © Грипич Надежда Васильевна

Фото художника Б.А. Смирнова-Русецкого © Грипич Надежда Васильевна

И вот, 24 января, к назначенному времени весь концертный зал музея (на 3-м этаже) заполнился посетителями.

Рассказ о художнике начали его давние друзья (москвичи Зенкины Игорь Михайлович и Нина Антоновна), которые и предоставили эту коллекцию из 67 работ Бориса Алексеевича для экспозиции в музее.

О художнике рассказывают И.М. и Н.А. Зенкины, предоставившие во временную экспозицию свою коллекцию картин © Грипич Надежда Васильевна

Будучи его близкими друзьями в течение многих лет, они особо отметили такие черты личности художника, как необычайное расположение к людям, общительность и позитивный настрой. У Бориса Алексеевича было очень много друзей, и все они отмечали чувство радости, которое появлялось при знакомстве и общении с ним.

И.М. Зенкин отвечает на вопросы и читает свои стихи к картинам Смирнова-Русецкого © Грипич Надежда Васильевна

Затем гостям мероприятия был показан документальный фильм 1998 года «Амаравелла» (о творческой группе художников, в которую входил Смирнов-Русецкий).

Показ документального фильма «Амаравелла» (год выпуска: 1998) © Грипич Надежда Васильевна

Расскажу кратко об основных вехах биографии художника, о которых узнала из фильма, воспоминаний его друзей, книг и Интернета.

Борис Алексеевич прожил долгую и интересную жизнь. Родился он в Санкт-Петербурге 21 января 1905 года в семье офицера. Начало художественного образования получил в рисовальной школе, а затем в студии художника Ф.И. Рерберга (1921-1924), параллельно закончил инженерно-экономический институт.

В 1924 году Смирнов-Русецкий и его друзья-единомышленники сформировали творческую группу (в дальнейшем названную «Амаравелла») – объединение шести художников-космистов.

А летом 1926 года в Москве произошла знаменательная встреча молодого художника с Николаем Константиновичем Рерихом. Борис Алексеевич знал о Рерихе по книгам и рассказам своего дяди, известного искусствоведа А.П. Иванова. Эта встреча и определила весь дальнейший жизненный путь и мировоззрение Бориса Алексеевича.

По рекомендации Рериха он продолжил образование во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские). В 1927 году, также по предложению Н.К. Рериха, художники группы «Амаравелла» отправили свои работы на «Всемирную выставку современного искусства» в Нью-Йорк, а затем и в Чикаго.

Но вскоре ситуация в Советском Союзе осложнилась репрессиями и гонениями на всех инакомыслящих, и у художника не стало возможности выставлять свои работы. Начиная с 1930 года, Борис Алексеевич работает инженером и педагогом. Постепенно репрессиям подверглись все участники «Амаравеллы». А в 1941 году арестовали за «антисоветскую пропаганду» и Бориса Алексеевича. 15 лет он находился в заключении и ссылке в таких местах, где гибли тысячи людей. Но он и тогда не переставал рисовать!

В 1957 году после реабилитации художник вернулся в Москву и стал работать в научно-исследовательском институте (где и проработал до пенсии), а в 1962 году защитил кандидатскую диссертацию в области кристаллической структуры металлов.

Всё это время художник продолжал рисовать. Постепенно у него сложилось более 40 циклов картин, многие из которых были задуманы им ещё в молодости: «Прозрачность», «Космос», «Алтай», «Валаам», «Звенигород», «Осенние раздумья», «Сортавала», «Север», «Жизнь неба», «Балтика», …

Также в 1957 году в Россию из Индии вернулся сын Н.К. Рериха — Юрий Николаевич. Они стали друзьями с Борисом Алексеевичем и помогали друг другу. Юрий Николаевич считал Смирнова-Русецкого талантливым пейзажистом и помог ему с организацией выставки в Москве.

Далее интерес к творчеству художника растёт, и его работы экспонируются не только в городах СССР, но и за рубежом.

Всего Борис Алексеевич нарисовал около 2000 картин и примерно столько же этюдов, которые сейчас находятся во многих ведущих музеях России (Русском музее, Государственном музее Востока, Третьяковской галерее и других), в музеях ближнего зарубежья и в частных коллекциях.

Для своих работ художник использовал в основном пастель. На данной выставке представлены картины из разных циклов: «Прозрачность», «Космос», «Север», «Алтай», «Осенние раздумья» и др.

О картинах рассказывает друг художника С.В. Николаев © Грипич Надежда Васильевна

Друг художника Сергей Владимирович Николаев (с которым они вместе путешествовали) немного рассказал о пейзажах, где запечатлены виды Карелии, Ладожского озера, острова Валаам и другие северные места.

Посетители рассматривают пейзажи Б.А. Смирнова-Русецкого на тему северной природы © Грипич Надежда Васильевна

Художник выбрал эти места для отдыха и пленэра потому, что там жил в 1916-1918 годах с семьёю Н.К.Рерих. А остров Валаам — это один из древнейших столпов православной веры на Руси. Валаам часто называют "Северный Афон".

Картины из серии «Осенние раздумья» © Рудевская Наталья

Борис Алексеевич писал: «Трудно передать красоту и очарование этого заповедного уголка. Тишина и величие белых ночей, сочетание суровых скал, украшенных мхами, узорами лишайников, и нежной весенней зелени, богатство трав и цветов — всё это сказочно прекрасно и настраивает на глубоко поэтический лад. А как изумительны раскрывающиеся с высоких скал озёрные дали с разнообразными островами!»

Работы из цикла «Север» © Рудевская Наталья

Природа этих мест мне показалась суровой и загадочной, особенно понравилась картина «Тишина» из цикла «Север» (самая большая на следующей фотографии). Облака громоздятся на горизонте подобно причудливым горам, синяя цветовая гамма настраивает на душевное спокойствие.

Картины из циклов «Сортавала», «Север» и др. © Грипич Надежда Васильевна

А вот эти работы («Дозор ангелов», «Белые стены», «Матерь Света», «Полёт», «Утренний свет») уже из других циклов:

Цикл «Разные работы» © Грипич Надежда Васильевна

На этих полотнах художник изобразил то, что видел и ощущал уже в своём внутреннем, духовном мире.

На картине-иконе «Матерь Света» Борис Алексеевич сделал акцент на глазах Матери — очень любящих и сострадательных, тревожащихся за наше будущее, будущее людей планеты Земля. Свечение нимба вокруг головы Матери и сияние свечей на переднем плане картины настолько ярки и натуральны, что кажутся трёхмерными.

Картины: «Дозор ангелов», «Белые стены», «Матерь Света» © Рудевская Наталья

«Дозор ангелов» завораживает нежно-прозрачными обликами ангелов и хрустальным звучанием тонких миров.

Картина «Дозор ангелов» © Грипич Надежда Васильевна

Идём далее... На этой стене находятся картины с осенними и зимними пейзажами:

Осенние и зимние пейзажи © Рудевская Наталья

При их рассмотрении мне приходит на ум слово «геометрия». Мы знаем из биографии художника, что его деятельность была связана с точными науками, инженерными расчётами. Это, видимо, и придало его творениям некоторую «геометричность».

Посетители рассматривают пейзажи © Грипич Надежда Васильевна

Картины: «Знаки на камне», «Осенняя радость» © Грипич Надежда Васильевна

Картины: «Роза на голубом», «Сосна над озером», «Горное озеро» © Рудевская Наталья

На следующей фотографии, на картине справа – роза, и она очень напоминает планетарную туманность. Художник тонко уловил в образах земной природы сходство с формами Космоса, то есть отражение макромира в микромире.

Картины: «Знак ХО (огонь)», «Роза на голубом» © Рудевская Наталья

И в целом творчество Смирнова-Русецкого можно охарактеризовать словами из его автобиографии, относящимися ко всем «амаравелловцам»: «В нашей художественной деятельности мы возвышенное, космическое начало ставили во главу угла, и отражение этой вселенской духовности было непременным условием творчества, а также и критерием всех оценок».

Архитектурные пейзажи © Рудевская Наталья

Работы из цикла «Космос» © Рудевская Наталья

А о лучшем своём цикле «Прозрачность» художник говорил: «В моей жизни неповторимый период – это 1922 год. Я заново увидел мир. И это дало цикл прозрачность. Всё сверкает белизной, чистотой, светом. Мне захотелось выразить чистоту человеческого духа, способность воспринять, принять эту природу. «Прозрачность» – цикл, который возник на самой заре моей юности… Это музыка души. Чувство непередаваемой красоты природы. Всё утончено, всё как бы чуть-чуть. Это «чуть-чуть», прозрачность является душой этого цикла».

Картины: «Ёлочка», «Утренний туман», «Пейзаж с соснами» © Рудевская Наталья

Работы художника из цикла «Прозрачность» © Рудевская Наталья

Картины из цикла «Прозрачность» впечатлили меня «лёгкостью», необычностью, неповторимостью. Я никогда не встречала ничего подобного у других художников.

Посетители рассматривают картины из цикла «Прозрачность» © Грипич Надежда Васильевна

Ещё одна тема интересовала Бориса Алексеевича — натюрморты и изображение цветов.

Натюрморты Б.А. Смирнова-Русецкого © Рудевская Наталья

Очень часто художник рисует одуванчики.

Картины с цветами © Рудевская Наталья

В заключение своего краткого описания выставки хочу привести из автобиографии Смирного-Русецкого расшифровку названия художественной группы «Амаравелла» и её творческие цели.

«"Амаравелла" - слово индийского происхождения, значение которого можно перевести как "ростки бессмертия", или "берег бессмертия"».

«Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.

Научить этому нельзя.

Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого первоисточника.

Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.

В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение.

Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их цель будет достигнута».

Выставка картин Бориса Алексеевича в музее Н.К. Рериха продолжится до 1 марта 2015 года.

А теперь расскажу о других залах музея, где со времени предыдущего репортажа обновились экспозиции.

Зал музея, посвящённый Ю.Н. и С.Н. Рерихам © Рудевская Наталья

Это зал, посвящённый сыновьям Рериха. На выставочных витринах и в шкафах - научные труды, написанные Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем, а также принадлежавшие семье Рерихов предметы и вещи. На стенах — репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов.

Экспонаты и репродукции картин Н.К. Рериха в зале Юрия и Святослава Рерихов © Рудевская Наталья

«Возлюби ближнего своего», «Пиета» и другие репродукции картин С.Н. Рериха © Рудевская Наталья

Портреты (репродукции картин С.Н. Рериха) © Рудевская Наталья

Портреты и пейзажи (репродукции картин С.Н. Рериха) © Рудевская Наталья

Репродукция картины Л.Р. Цесюлевича «Портрет Юрия Рериха». Старший сын Рерихов - учёный-востоковед с мировым именем:

«Портрет Юрия Рериха» (репродукция картины художника Л.Р. Цесюлевича) © Рудевская Наталья

А в центральном зале музея — портрет младшего сына Рериха, — Святослава (портрет подарен автором Л.Р. Цесюлевичем совсем недавно, в октябре 2014 года).

Портрет С.Н. Рериха (автор Л.Р. Цесюлевич) © Рудевская Наталья

Эта картина — очень большая, облик Святослава Николаевича здесь — светлый и яркий. Свет и Красота — этими словами можно охарактеризовать всю его жизнь и творчество.

Также в октябре 2014 года в музее произошло знаменательное и долгожданное событие — открытие часовни, построенной в честь 700-летия Великого Святого русской земли — Преподобного Сергия Радонежского.

Идея возведения часовни Святого Сергия, очень почитаемого в России, принадлежит основателю Сибирского Рериховского Общества (СибРО) и Музея Н.К. Рериха — Наталии Дмитриевне Спириной, вдохновившей на это строительство великое множество людей. Архитектурным прообразом часовни послужил храм, изображённый на картине Н.К. Рериха «Святой Сергий Радонежский».

Часовня Святого Сергия Радонежского на территории Музея Н.К. Рериха © Грипич Надежда Васильевна

Мозаика над входом в часовню Святого Сергия Радонежского © Грипич Надежда Васильевна

Строительство велось 2 года силами сотрудников СибРО, но при активной помощи (средствами и трудом) друзей музея из разных городов России и других стран.

Святой Сергий — Заступник и Покровитель русской земли, навеки данный России Воевода. Его можно назвать Собирателем Российского государства, так как из истории мы знаем, что Сергий мирил затевавших междоусобицы князей, а постройкой монастырей в диких и пустынных местах способствовал освоению народом новых земель (ибо монастыри были магнитами, дающими духовную радость и силу, чем привлекали к себе население). Победа Дмитрия Донского в Куликовской битве по благословению Святого Сергия стала началом освобождения нашей страны от татаро-монгольского ига.

В центральном зале музея летом прошлого года открылась выставка репродукций картин и икон на тему жития Преподобного.

Репродукции икон с изображением Сергия Радонежского © Рудевская Наталья

Здесь Святой изображен нашим современником, художником С.Н. Ефошкиным:

Репродукции картин С.Н. Ефошкина, посвящённые Святому Сергию © Рудевская Наталья

Необычайной силы торжественностью и Светом наполнен Великий Образ Преподобного Сергия у Н.К. Рериха:

Тема Святого Сергия в творчестве Н.К. Рериха (репродукции) © Рудевская Наталья

А ещё раньше, в мае 2014 года музей пополнился очень ценным художественным произведением — картиной Л.Р. Цесюлевича «Зов Преподобного» (1996-2014), подаренной музею к 700-летию Святого Сергия.

Картина Л.Р. Цесюлевича «Зов Преподобного» © Рудевская Наталья

Никто лучше самого автора не раскроет смысл своего творения, потому приведу слова Леопольда Романовича из его рассказа (напечатанного в выпускаемом СибРО журнале «Восход») об этой картине: «... Сергий был очень сильным, прямым, очень решительным, в Нём был синтез качеств, полная симфония. Абсолютный разум и совершенное сердце. Очень чуткий, внимательный, бережный к братии, к людям, ко всей природе. Сострадательный и доброжелательный, но одновременно решительный, абсолютно непреклонный и духовно столь сильный, что мог то, что другим было не под силу, — помирить князей, которые воевали между собой, постоять за будущее, за дух народа. И поэтому я изобразил Его прямым, крепким, широкоплечим. Его руки — это руки рабочего человека. Он был игуменом, но не признавал никаких знаков отличия. Он отказался от сана митрополита, пребывая в простоте, вере, Истине...»

И мне кажется, что именно сейчас для нас, россиян, очень актуально следование заветам Сергия: один из них — «Помогите земле Русской».

Стихотворение Н.Д. Спириной «Россия» © Рудевская Наталья

Напомню адрес музея Н.К. Рериха: ул. Коммунистическая, 38, проезд общественным транспортом до остановки «Кинотеатр Маяковского» (на Красном проспекте). Ближайшая остановка метро – «Площадь Ленина».

За афишей событий в музее я слежу на сайте Сибирского Рериховского Общества 1.

Здание Музея Н.К. Рериха и часовня Святого Сергия Радонежского © Рудевская Наталья

Еще записи по теме
Музей Рериха и Колокол Мира в НовосибирскеМузей Рериха и Колокол Мира в Новосибирске

Наша семья очень любит посещать новосибирский музей имени великого ...

Выставка скульптур Алексея Леонова в музее Н.К. РерихаВыставка скульптур Алексея Леонова в музее Н.К. Рериха

О деятельности Музея Н.К. Рериха на Сибке репортаж уже был - «Музей Рериха и ...

Новосибирский государственный художественный музейНовосибирский государственный художественный музей

Когда я думала, с чего бы начать свой рассказ о художественном музее, ...

Комментариев: 1
  1. Валерий Гришин | 2017-06-23 в 16:38:37

    Основательно и профессионально сделан материал поста! Спасибо!

Поделитесь своими впечатлениями!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки