Новосибирский государственный художественный музей

Когда я думала, с чего бы начать свой рассказ о художественном музее, вспомнила, как однажды в университете мы обсуждали художников и их подходы к творчеству. В ходе обсуждения о своем любимом Айвазовском я услышала, нечто в стиле: «Как же можно это любить? Просто море рисовал, что в этом такого». И я все спорила: «Да как же так, ведь такая детализация, такие волны, такие ощущения» и долго не могла понять, как же его можно не любить.

Сейчас я понимаю, что любое творчество — вещь слишком субъективная, чтобы обсуждать его с позиции «нравится» и «не нравится». Но в эпоху бесконечного количества визуальной информации в виде графики всех сортов и размеров мне все еще интересно, как видели и видят мир те, кто готов тратить время на прорисовку деталей, подбор цветов и выражение своих эмоций кистью на холсте.

С такими мыслями я впервые пришла в Новосибирский государственный художественный музей.

Вид на фасад музея © Юлия Полякова

Скульптура-украшение © Юлия Полякова

Расписание лекций и выставок музея © Юлия Полякова

Музей расположен по адресу Красный проспект, 5:

Войти в здание можно с двух сторон: с проспекта и со стороны улицы Свердлова. Со стороны главного входа, с Красного проспекта, посетители могут посмотреть и при желании сделать снимки экспонатов из основной коллекции. С противоположной стороны находится вход для тех, кто посещает временные выставки. Фотосьемка временных экспозиций запрещена.

График работы © Юлия Полякова

Выставки музея © Юлия Полякова

Помимо выставок, сотрудники музея проводят мастер-классы для детей, лекции об искусстве и ландшафтном дизайне и истории костюма и множество других познавательных мероприятий, о которых подробнее поведает официальный сайт музея http://www.nsartmuseum.ru/ 38. Там же желающие посетить музей смогут прочесть о ценах, льготах и расписании работы учреждения.

Расписание лекций расположено у главного входа в музей, так что если вы будете проходить мимо, непременно загляните. Меня, к примеру, заинтересовала лекция о принципах построения ландшафтной композиции.

 Лекторий © Юлия Полякова

Взрослый билет на посещение основной экспозиции, со стороны Красного проспекта, стоит 100 рублей, а новых выставок, со стороны Свердлова — 150. Детям до 7 лет посещение музея обойдется в 20 рублей.

Так как мне кроме впечатлений нужны были и фото, я выбрала основную экспозицию. И, стоит заметить, что после ее посещения на арт-цоколь у меня бы уже не хватило сил, поэтому для полного обзора музея лучше планировать двухдневный визит.

Свой обзор я начала со второго этажа, с зала, посвященного творчеству Николая Рериха. Этого мистического художника, философа и путешественника, наверное, знают все, кто когда-либо интересовался традициями Индии или Тибета. Произведения Рериха в дар музею передал его сын, ученый-востоковед Юрий Рерих. На картинах в основном изображены горные перевалы и ледники. В сочетании с тишиной музейных залов созерцание этих картин погружает в какую-то особенную атмосферу безмятежности и покоя. Стоя перед полотнами, начинаешь думать о каких-то вещах, которые не приходят на ум при разглядывании казалось бы тех же пейзажей в интернете. Встречаются здесь и зарисовки Индии, которую Рерих посещал в череде своих путешествий.

Залы музея © Юлия Полякова

Картины Рериха © Юлия Полякова

Горные пики © Юлия Полякова

Заснеженные вершины Гималаев © Юлия Полякова

Эверест © Юлия Полякова

«Зимние вершины» © Юлия Полякова

«Маульбек» © Юлия Полякова

«Гималаи» © Юлия Полякова

«Нанда-Дэви» © Юлия Полякова

Художники видят мир по-своему… © Юлия Полякова

Монастырь © Юлия Полякова

«Ледник» © Юлия Полякова

«Настасья Микулична» — русская богатырша из былин © Юлия Полякова

В следующих залах второго этажа меня ждали самые разные полотна: пейзажи, портреты, исторические зарисовки. Если говорить об исторических рамках, то время написания этих картин — вторая половина 19-го или начало 20-го века. В музее находятся не только картины русских художников, но и иностранных, например, бельгийских или французских, а также образцы иконописи.

Хочу заметить, что даже если вы не считаете себя особо изысканным ценителем картин, в музей стоит сходить хотя бы просто для того, чтобы проникнуться всей его особой атмосферой. Когда попадаешь в музей с шумной улицы — сразу возникает огромный контраст между тем, как кипит жизнь извне и как тихо здесь.

Я долго стояла перед пейзажами или бытовыми зарисовками, рассматривала детали на портретах. Ведь это действительно интересно: во времена, когда еще не было повсеместного развития фотографии, рисование одной картины могло занять день-два, а могло растянуться и на годы, как в случае с известным произведением Васнецова, работа над которым длилась около 20 лет.

Почему художник выбрал именно этот «кадр» из жизни? Почему нарисовал портрет именно этого человека? Ответы на все эти вопросы останутся только в душах творцов, а нам остается только любоваться картинами, ощущать атмосферу и додумывать недостающие факты.

«Всадник на лошади» © Юлия Полякова

«Лунная ночь» © Юлия Полякова

В залах музея царит тишина… © Юлия Полякова

«Осень» © Юлия Полякова

Пукирев «Христово воскресенье» © Юлия Полякова

Прянишников «Погорелые» © Юлия Полякова

«Женский портрет» © Юлия Полякова

«Сосновый лес», Шишкин. Тот самый автор всем известных мишек. © Юлия Полякова

Детализация на некоторых картинах поражает © Юлия Полякова

Красивые цвета летнего дня © Юлия Полякова

Серия персонажей Салтыкова-Щедрина © Юлия Полякова

В музее можно встретить не только картины, а и образцы прикладного искусства © Юлия Полякова

Неизвестный французский художник 18-го века © Юлия Полякова

Художники очень тонко передают эмоции © Юлия Полякова

Иконопись © Юлия Полякова

«Дубовая роща у морского залива» © Юлия Полякова

Портрет Тараса Григорьевича Шевченко — украинского поэта © Юлия Полякова

«Горные орлы» © Юлия Полякова

На третьем этаже музея представлены образцы современности: здесь больше абстрактной, новаторской живописи, творчества если не моих современников, то современников моих родителей уж точно. И, в отличие от предыдущих полотен, в этих залах можно увидеть картины с необычными названиями в стиле «Космические сны» или «Дождь — знак прошедших облаков». И опять же, начинаешь задумываться над тем, почему художник увидел мир именно таким и почему решил изобразить его именно в такой вариации.

Абстрактные картины © Юлия Полякова

Цветы в фойе © Юлия Полякова

Абстрактное видение © Юлия Полякова

Полотна на третьем этаже © Юлия Полякова

Игра красок на картине © Юлия Полякова

«Портрет с перчаткой» © Юлия Полякова

«Натюрморт с котом и зеркалом» © Юлия Полякова

«Хлебников в Москве» © Юлия Полякова

«Мать и дитя» © Юлия Полякова

«Дождь — знак прошедших облаков» © Юлия Полякова

Зухра-Кыз» © Юлия Полякова

«Солдат с девочкой» © Юлия Полякова

«Знаки» © Юлия Полякова

«Космические сны» © Юлия Полякова

Залы третьего этажа © Юлия Полякова

«Хождение Афанасия Никитина» © Юлия Полякова

Гобелен © Юлия Полякова

Не могу не отметить и образцы керамики и хрусталя, которые можно увидеть в одном из залов. Красивые и оригинальные. Глядя на них я поняла, почему так не люблю пластмассовую посуду. К сожалению, эти работы находятся под стеклом, хотя было желание потрогать их руками и посмотреть, как переливаются лучи света на гранях. Но ведь это музей и здесь важно сохранить красоту, а не позволить каждому посетителю небрежно обращаться с экспонатами, так что с этим приходится смириться.

Сервизы из фарфора © Юлия Полякова

Сервизы из фарфора © Юлия Полякова

Посуда со сказочными персонажами. Надглазурная роспись © Юлия Полякова

Посуда со сказочными персонажами. Надглазурная роспись © Юлия Полякова

Чайник. Надглазурная роспись © Юлия Полякова

Рысенок. Надглазурная роспись, золочение © Юлия Полякова

«Кусочек льда на цветущей поляне под моим окном» © Юлия Полякова

Декоративные вазы из цветного стекла © Юлия Полякова

Композиция «Метаморфозы» из цветного стекла © Юлия Полякова

Декоративная обработка © Юлия Полякова

Декоративный сосуд © Юлия Полякова

Расписные сервизы из фаянса © Юлия Полякова

Керамика, глазурь, надглазурная роспись © Юлия Полякова

В целом, музей мне понравился тем, что в тишине его залов есть время подумать. В эпоху информационной перезагрузки, когда даже работаешь и ходишь по улице под музыку плеера, не хватает именно таких минут или даже часов в тишине, без звуков машин и фонового шума. Хочется думать о картинах, о планах на будущее, о жизни и всем остальном, что тревожит в это мгновение. Такая возможность есть у каждого желающего — двери музея гостеприимно распахнуты для всех.

Еще записи по теме
Выставка наукоёмких арт-объектов в НовосибирскеВыставка наукоёмких арт-объектов в Новосибирске

Можно ли объединить науку и искусство? Можно ли при этом создать вещи, ...

Выставка скульптур Алексея Леонова в музее Н.К. РерихаВыставка скульптур Алексея Леонова в музее Н.К. Рериха

О деятельности Музея Н.К. Рериха на Сибке репортаж уже был - «Музей Рериха и ...

Сибирский центр современного искусстваСибирский центр современного искусства

Искусство сегодня – это не только 3D-фильмы и коллажи в Фотошопе. Есть и в ...

Комментариев: 1
  1. Наташа | 2014-05-23 в 06:44:51

    Скажу в минус работникам этого музея - в зале Н.К. Рериха солнце попадает на картины, вследствие чего они выгорают! Это очень заметно (я регулярно хожу в этот музей раз в несколько лет, поэтому могу сравнивать). Картины Н.К. Рериха продаются за сотни тысяч долларов, а то и за миллионы, поэтому я считаю такое отношение (если не сказать вредительство) к ценностям нашего народа недопустимым!

Поделитесь своими впечатлениями!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

(обязательно)