Новосибирский государственный художественный музей
Когда я думала, с чего бы начать свой рассказ о художественном музее, вспомнила, как однажды в университете мы обсуждали художников и их подходы к творчеству. В ходе обсуждения о своем любимом Айвазовском я услышала, нечто в стиле: «Как же можно это любить? Просто море рисовал, что в этом такого». И я все спорила: «Да как же так, ведь такая детализация, такие волны, такие ощущения» и долго не могла понять, как же его можно не любить.
Сейчас я понимаю, что любое творчество — вещь слишком субъективная, чтобы обсуждать его с позиции «нравится» и «не нравится». Но в эпоху бесконечного количества визуальной информации в виде графики всех сортов и размеров мне все еще интересно, как видели и видят мир те, кто готов тратить время на прорисовку деталей, подбор цветов и выражение своих эмоций кистью на холсте.
С такими мыслями я впервые пришла в Новосибирский государственный художественный музей.
Музей расположен по адресу Красный проспект, 5:
Войти в здание можно с двух сторон: с проспекта и со стороны улицы Свердлова. Со стороны главного входа, с Красного проспекта, посетители могут посмотреть и при желании сделать снимки экспонатов из основной коллекции. С противоположной стороны находится вход для тех, кто посещает временные выставки. Фотосьемка временных экспозиций запрещена.
Помимо выставок, сотрудники музея проводят мастер-классы для детей, лекции об искусстве и ландшафтном дизайне и истории костюма и множество других познавательных мероприятий, о которых подробнее поведает официальный сайт музея http://www.nsartmuseum.ru/ 0. Там же желающие посетить музей смогут прочесть о ценах, льготах и расписании работы учреждения.
Расписание лекций расположено у главного входа в музей, так что если вы будете проходить мимо, непременно загляните. Меня, к примеру, заинтересовала лекция о принципах построения ландшафтной композиции.
Взрослый билет на посещение основной экспозиции, со стороны Красного проспекта, стоит 100 рублей, а новых выставок, со стороны Свердлова — 150. Детям до 7 лет посещение музея обойдется в 20 рублей.
Так как мне кроме впечатлений нужны были и фото, я выбрала основную экспозицию. И, стоит заметить, что после ее посещения на арт-цоколь у меня бы уже не хватило сил, поэтому для полного обзора музея лучше планировать двухдневный визит.
Свой обзор я начала со второго этажа, с зала, посвященного творчеству Николая Рериха. Этого мистического художника, философа и путешественника, наверное, знают все, кто когда-либо интересовался традициями Индии или Тибета. Произведения Рериха в дар музею передал его сын, ученый-востоковед Юрий Рерих. На картинах в основном изображены горные перевалы и ледники. В сочетании с тишиной музейных залов созерцание этих картин погружает в какую-то особенную атмосферу безмятежности и покоя. Стоя перед полотнами, начинаешь думать о каких-то вещах, которые не приходят на ум при разглядывании казалось бы тех же пейзажей в интернете. Встречаются здесь и зарисовки Индии, которую Рерих посещал в череде своих путешествий.
В следующих залах второго этажа меня ждали самые разные полотна: пейзажи, портреты, исторические зарисовки. Если говорить об исторических рамках, то время написания этих картин — вторая половина 19-го или начало 20-го века. В музее находятся не только картины русских художников, но и иностранных, например, бельгийских или французских, а также образцы иконописи.
Хочу заметить, что даже если вы не считаете себя особо изысканным ценителем картин, в музей стоит сходить хотя бы просто для того, чтобы проникнуться всей его особой атмосферой. Когда попадаешь в музей с шумной улицы — сразу возникает огромный контраст между тем, как кипит жизнь извне и как тихо здесь.
Я долго стояла перед пейзажами или бытовыми зарисовками, рассматривала детали на портретах. Ведь это действительно интересно: во времена, когда еще не было повсеместного развития фотографии, рисование одной картины могло занять день-два, а могло растянуться и на годы, как в случае с известным произведением Васнецова, работа над которым длилась около 20 лет.
Почему художник выбрал именно этот «кадр» из жизни? Почему нарисовал портрет именно этого человека? Ответы на все эти вопросы останутся только в душах творцов, а нам остается только любоваться картинами, ощущать атмосферу и додумывать недостающие факты.
На третьем этаже музея представлены образцы современности: здесь больше абстрактной, новаторской живописи, творчества если не моих современников, то современников моих родителей уж точно. И, в отличие от предыдущих полотен, в этих залах можно увидеть картины с необычными названиями в стиле «Космические сны» или «Дождь — знак прошедших облаков». И опять же, начинаешь задумываться над тем, почему художник увидел мир именно таким и почему решил изобразить его именно в такой вариации.
Не могу не отметить и образцы керамики и хрусталя, которые можно увидеть в одном из залов. Красивые и оригинальные. Глядя на них я поняла, почему так не люблю пластмассовую посуду. К сожалению, эти работы находятся под стеклом, хотя было желание потрогать их руками и посмотреть, как переливаются лучи света на гранях. Но ведь это музей и здесь важно сохранить красоту, а не позволить каждому посетителю небрежно обращаться с экспонатами, так что с этим приходится смириться.
В целом, музей мне понравился тем, что в тишине его залов есть время подумать. В эпоху информационной перезагрузки, когда даже работаешь и ходишь по улице под музыку плеера, не хватает именно таких минут или даже часов в тишине, без звуков машин и фонового шума. Хочется думать о картинах, о планах на будущее, о жизни и всем остальном, что тревожит в это мгновение. Такая возможность есть у каждого желающего — двери музея гостеприимно распахнуты для всех.
Выставка наукоёмких арт-объектов в Новосибирске Можно ли объединить науку и искусство? Можно ли при этом создать вещи, ... | Выставка скульптур Алексея Леонова в музее Н.К. Рериха О деятельности Музея Н.К. Рериха на Сибке репортаж уже был - «Музей Рериха и ... | Сибирский центр современного искусства Искусство сегодня – это не только 3D-фильмы и коллажи в Фотошопе. Есть и в ... |
Скажу в минус работникам этого музея - в зале Н.К. Рериха солнце попадает на картины, вследствие чего они выгорают! Это очень заметно (я регулярно хожу в этот музей раз в несколько лет, поэтому могу сравнивать). Картины Н.К. Рериха продаются за сотни тысяч долларов, а то и за миллионы, поэтому я считаю такое отношение (если не сказать вредительство) к ценностям нашего народа недопустимым!