Выставка наукоёмких арт-объектов в Новосибирске

Можно ли объединить науку и искусство? Можно ли при этом создать вещи, которые будут полезными и интересными людям? Да! Это подтверждают работы, представленные на выставке "Яблоко Мёбиуса". Гости выставки могли послушать, как «поют» молекулы и собственными глазами увидеть, как передается тепло человеческого тела от рук художника к его творению.

Выставка расположилась в Сибирском центре современного искусства, который находится по адресу: Вокзальная магистраль, 11. Ближайшая остановка – «ЦУМ», станция метро – «площадь Ленина».

Дом номер 11 по Вокзальной магистрали © Алёна Груя

Вход и вывеска Новосибирского биеннале © Алёна Груя

Интереснейшая выставка прошла в рамках Новосибирского биеннале наукоемкого искусства "Яблоко Мёбиуса". «Страшное» слово биеннале означает всего лишь фестиваль или творческий конкурс, проводящийся раз в два года (потому и «би»). Местом проведения выбрали Сибирский центр современного искусства, дабы показать, что и таким бывает сегодня искусство – наукоемким. Как это правильно расшифровать, и что за предметы могут быть «наукоемкими арт-объектами», мне было не очень понятно. Поэтому я отправилась на выставку, чтобы расширить свое понимание науки и искусства. А заодно посмотреть, как может выглядеть их синтез. Все же понятия друг от друга далекие, прямо скажем.

Экспонаты необычной выставки расположились в двух зала центра. Некоторые из них мне не удалось увидеть в действии: объяснили, что они включаются после обеда. Но и тех, что функционировали, с лихвой хватило, чтобы получить массу впечатлений.

Выставка – своего рода конкурс, по окончании которого победитель получит премию «Яблоко Мёбиуса». Потому возле каждого арт-объекта можно было увидеть призывы голосовать за него в соцсетях, чтобы он мог получить хотя бы приз зрительских симпатий.

Авторы, которым предстояло совместить науку с искусством, подошли к делу как надо – умно и творчески. И воплотили в своих проектах новые, нестандартные идеи.

Первый из залов центра, в котором расположилась выставка © Алёна Груя

Зал Сибирского центра современного искусства с экспозицией наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Экспозиция наукоемких арт-объектов в центре современного искусства © Алёна Груя

Часть зала, в котором расположилась экспозиция наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Скажу честно, мне удалось «постичь» суть далеко не всех экспонатов. Я, к примеру, так и не поняла, зачем на стене висела безголовая кукла, обмотанная проволокой, и какое отношение она имеет к «наукоемкости». Или прибор, время от времени стучащий молотком по рисунку «всевидящего ока» – он тоже остался загадкой. Могу только предполагать, что он, может быть, символизирует превосходство науки над всякого рода эзотерическими вещами.

Рядом крутилась на крохотной подставке крохотная же фотография. Работало устройство на базе микропроцессора и управлялось датчиками движения. Посетители с помощью этих датчиков могли вращать лицо на фото в любую сторону.

Были на выставке и «стационарные» фотографии, которые тихо-мирно висели на стенах. Так, один из участников документировал процесс подготовки к этой экспозиции, снимал рабочие моменты. А потом превратил серию фотографий в еще один экспонат, подчеркнув, что «это не просто фоторепортаж, но и отражение эстетики взаимодействия науки и искусства». Вон оно как!

Другой автор подошел к делу еще креативнее и во время воркшопа (работы над выставкой) создал целую серию комиксов и зарисовок, которые заняли достойное место в экспозиции. Крупные работы были развешаны на стене, а рядом лежал блокнот, тоже заполненный рисунками. Похоже, воркшоп художника очень вдохновил, а результатом вдохновения стали такие работы, как «Сибирское вынужденное искусство» или «Вселенная похожа на мыльную пену». Что ж, нестандартное видение мира всегда радует.

Участница Мария Акерманн представила серию 3D-фотографий. По фото коллайдера ВЭПП-2000 она создала его 3D-модель. Надо сказать, проект радует не только техническим исполнением, но и творческой составляющей. Фотографии вышли запоминающимися.

Экспонаты выставки наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Фотографии с воркшопа – экспонаты выставки © Алёна Груя

Одно из устройств, представленных в экспозиции © Алёна Груя

Вращающаяся фотография на выставке наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Часть экспозиции на выставке в рамках Новосибирского биеннале © Алёна Груя

Рисунки и комиксы – экспонаты выставки © Алёна Груя

Некоторые из рисунков, представленных в экспозици © Алёна Груя

Рисунки в блокноте на выставке наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

3D-фотографии на выставкенаукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Следующим экспонатом был телевизор, на экране которого показывали двух парней, а из динамиков лилась приятная музыка. Несмотря на кажущуюся простоту, этот телевизор представлял собой один из самых запоминающихся арт-объектов. Парни на экране – «ядерные близнецы», которые доступно объясняют, что такое ядерная физика. Но только не словами. Частоты их воодушевленных голосов перевели в определенную тональность, и получилась мелодия. Определенно, «ядерный дуэт» подошел к делу с задумкой.

Как и Наташа Шварц и Вугар Кулиев – авторы проекта «Градоединица». Их экспонат являл собой множество пробирок с растениями. Авторы предлагают вырастить в пробирке целый город, поэтому и назвали проект «Градоединица». Правда, что это будет за город из одних растений, трудно представить. Возможно, идеальное место жительства для «зеленых», то бишь, гринписовцев.

«Ядерный дуэт» на выставке наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Часть выставки наукоемких арт-объектов в центре современного искусства © Алёна Груя

Проект «Градоединица» - один из экспонатов выставки © Алёна Груя

Одно из растений в пробирке © Алёна Груя

Один из экспонатов выставки наукоемких арт-объектов в центре современного искусства © Алёна Груя

Экспонат выставки наукоемких арт-объектов «Смысл» © Алёна Груя

Расскажу еще о двух любопытных экспонатах. Очень интересной была работа Семена Лукина под названием «Поляризация света». Экспонат был интерактивным, как и многие представленные на выставке объекты. Посетители могли подойти к большому ЖК монитору и через специальный фильтр рассмотреть стеклянные пластины, облепленные скотчем. «Фишка» в том, что можно было увидеть цветную картинку, которую невооруженный глаз не «засечет». Для нашего зрения это самые обыкновенные куски скотча, и рассмотреть в них игру цветов можно только при падении поляризованного света от монитора и помощи фильтра. Суть работы заключалась в том, чтобы продемонстрировать, какую малую долю электромагнитных явлений способен распознавать человеческий глаз. Кроме того, здесь при помощи стекла и клейкой ленты можно было «сляпать» собственную картину.

Еще мне очень понравилась задумка Алексея Грищенко и Алексея Кирютина – «Радио ядерного резонанса». На постаменте возвышался ноутбук, который транслировал Интренет-радио. Да не простое. Это радио передает «пение» молекул, то есть интерпретированное как звук изменение магнитного поля. Очень необычно и, мне кажется, очень перспективное направление. Хочется только пожелать авторам удачи в дальнейшей работе.

А Никита Овсюк и Филипп Крикунов не стали мудрствовать и представили работу «Взрыв». Фотодокументациюперформанса, как ее назвали сами авторы. На снимках пошагово запечатлен взрыв ствола, который производили в Академгородке. Интересно было бы еще узнать, как отреагировали местные жители на этот эксперимент, и скольких увезли с инфарктами smile

Экспонат «Поляризация света» на выставке © Алёна Груя

Часть экспоната «Поляризация света» © Алёна Груя

Фильтр, через которые можно увидеть цвета на кусочках скотча © Алёна Груя

Стеклянная пластина со скотчем под фильтром © Алёна Груя

Один из экспонатов выставки –«Радио ядерного резонанса» © Алёна Груя

Ноутбук, транслирующий «Радио ядерного резонанса» © Алёна Груя

Экспонат выставки – фоторепортаж «Взрыв» © Алёна Груя

То, что издалека напоминало чашку с клубникой, при ближайшем рассмотрении оказалось красным пластилиновым лицом. Пластилин - это часть экспоната под названием «Теплота рук». А вторая его составляющая – видео. Суть вот в чем: на большом экране транслируют кадры, показывающие, как создавалась пластилиновая скульптура, причем с помощью тепловизора можно увидеть, как тепло человеческого тела передается пластилину. Так что экспонат наглядно показывает, что художник не просто изменяет форму материала, но и передает ему свою энергию, часть себя. На мой взгляд, идея потрясающая, как и ее исполнение. Я в очередной раз убедилась, что не зря питаю особую любовь к предметам ручной работы. Частичка тепла и души в них есть – теперь доказано научно!

Второй зал центра современного искусства, в котором проходила выставка © Алёна Груя

Часть одного из залов, занятых выставкой наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Экспозиция выставки во втором зале Центра © Алёна Груя

В числе других экспонатов были замечены объемные деревянные модели атома и молекулы. По крайней мере, больше всего скульптуры похожи именно на это, хотя задумка авторов, возможно, была другой – объяснений не было.

Другая «деревянная» работа – «Что-то еще» от Ивана Дмитриева. «Что-то еще» - это бревно-«мутант», которое соединили с гирляндой и силиконовыми трубками. Эта работа – фантазия на тему модернизации природы, которую человек все время норовит переделать под себя и «улучшить», забывая о том, что природа и так совершенна. Бревно – основная часть композиции – найдено в Академгородке. Прямо везет академским деревьям: то «засветятся» на фото взрыва, то станут частью вот такой работы. И все во имя науки. И искусства, конечно.

Деревянная модель – один из экспонатов выставки © Алёна Груя

Модель – экспонат выставки наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Экспонат «Что-то еще» на выставке © Алёна Груя

Работа Ивана Дмитриева © Алёна Груя

В числе других экспонатов были замечены объемные деревянные модели атома и молекулы. По крайней мере, больше всего скульптуры похожи именно на это, хотя задумка авторов, возможно, была другой – объяснений не было.

Другая «деревянная» работа – «Что-то еще» от Ивана Дмитриева. «Что-то еще» - это бревно-«мутант», которое соединили с гирляндой и силиконовыми трубками. Эта работа – фантазия на тему модернизации природы, которую человек все время норовит переделать под себя и «улучшить», забывая о том, что природа и так совершенна. Бревно – основная часть композиции – найдено в Академгородке. Прямо везет академским деревьям: то «засветятся» на фото взрыва, то станут частью вот такой работы. И все во имя науки. И искусства, конечно.

Экспонат «Теплота рук» на выставке наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Пластилиновое лицо на выставке © Алёна Груя

Экран, на котором демонстрировался процесс создания скульптуры © Алёна Груя

Андрей Курченко продемонстрировал публике три статуи. Тут, конечно, «наукоемкости» меньше, эти работы ближе к искусству в чистом виде. Первая работа, «Белое, синее, красное» - похожая на античную статуя мужчины, только раскрашена она в цвета… понятно чего. «Патриотизм как сектантский оскал остается в объятиях манекена знающего, но не могущего» - прокомментировал работу сам автор. В общем, смысл настолько глубокий, что мне так и не удалось извлечь его на поверхность smile

Две другие работы – «Черное золото» и «Eccehomo». Первая статуя изображает девочку и раскрашена в эти цвета – черный и золотой. Вторая – манекен-мужчина, который держит свой мозг на коленке. Поскольку название статуи «Eccehomo» переводится как «Это человек», смысл очевиден. И тут автору, безусловно, браво!

Статуя «Белое, синее, красное» - экспонат выставки © Алёна Груя

Статуи на выставке наукоемких арт-объектов © Алёна Груя

Статуи «Черное золото» и «ЕССЕ НОМО» - экспонаты выставки © Алёна Груя

Выставка наукоемких арт-объектов продлится до 27 апреля. Центр сибирского современного искусства работает без выходных, с 10 до 20 часов. Касса – до 19:30. Стоимость билетов: 100 рублей для взрослых, 50 для студентов и школьников, 30 для пенсионеров.

Итак, выяснилось, что объединить науку и искусство очень даже можно. И вообще, выставка оказалась одним из тех мероприятий, на которых приятно бывать. Платишь копейки, а уходишь с кучей впечатлений и мыслей. И, хотя авторы большинства работ – люди молодые и только делают первые шаги по дороге искусства и науки, мероприятие выглядело серьезнее и солидней, чем некоторые распиаренные псевдонаучные выставки.

Если успеете посетить экспозициюнаукоемких арт-объектов, очень рекомендую. Я с нее уходила с приятным чувством, что не все потеряно в нашем мире, и есть сегодня талантливые и креативные люди.

Можно и детей захватить. Это как раз такое мероприятие, которое может мотивировать младшее поколение не терять время у компьютера, а углубиться в изучение, например, физики. Правда, в таком случае вы рискуете стать родителями юного экспериментатора. Но ничего, деревьев в Академгородке еще много smile

Автор: Алёна Груя 2
Еще записи по теме
Парк чудес ГалилеоПарк чудес Галилео

Собираясь в поездку в Новосибирск с двумя детьми 10 и 13 лет, искала что-то ...

Выставка «Левитация» в ДМ «Юность»Выставка «Левитация» в ДМ «Юность»

«Вы узнаете очень много о феномене левитации! Вы своими глазами увидите, как ...

Выставка скульптур Алексея Леонова в музее Н.К. РерихаВыставка скульптур Алексея Леонова в музее Н.К. Рериха

О деятельности Музея Н.К. Рериха на Сибке репортаж уже был - «Музей Рериха и ...

Комментариев: 2
  1. Выставка особенная! Почему у вас такая неинтересная статья получилась и слишком поздно опубликована??? Лучше уж никакой рекламы, чем такая.

  2. Главный редактор | 2014-04-28 в 09:58:58

    Дарья, в следующий раз сразу присылайте ваши интересные статьи вовремя, а не эти пустые комментарии ни о чём. Про рекламу вообще не понял о чём вы. Мы публикуем репортажы для людей, а не для рекламы. Хотим чтобы эту и другие выставки хотя бы в таком виде увидели те, кому было бы интересно, но нет возможности или времени попасть на них.

Поделитесь своими впечатлениями!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

(обязательно)