Музей истории развития образования в Новосибирске и НСО

12 апреля 2014 г. Алёна Груя Просмотров: 5516 4
Места ,

Мы привыкли к тому, что слова «история» и «образование» со школьных лет вызывают зевоту. А уж «история развития образования» - это должно быть что-то невообразимо скучное. Я собралась посетить Музей истории развития образования, но не рассчитывала на что-то особенное. Думала, что этот музей окажется одним из тех, где можно просто убить время, но удовольствия особого не получишь. Однако я ошибалась. Музей на деле оказался замечательным.

Музей истории развития образования в Новосибирске и Новосибирской области находится по адресу: улица Обская, 141, на третьем этаже.

Можно доехать на общественном транспорте до остановки «Завод «Труд». Затем нужно спуститься на улицу Обскую.

Дом номер 141 по улице Обской © Алёна Груя

Вход в здание © Алёна Груя

Гардероб в здании, где находится музей © Алёна Груя

Лестница наверх © Алёна Груя

Недавно, раздумывая, чем занять свободное время, я решила сходить в очередной музей. Их в нашем городе много, и большинство из них – очень интересные и полезные места. Выбор пал на Музей истории развития образования в Новосибирске и Новосибирской области. В основном, потому что мне не нужно было до него долго ехать. Плюс, он был мне интересен, поскольку свой диплом филолога я получала в педуниверситете, хоть и работу выбрала далекую от сферы образования.

Этот музей открылся 18 мая 1992 года, в Международный день музеев. Это место появилось благодаря инициативе ветеранов педагогического труда. В принципе, назвать его только музеем было бы неправильно, поскольку сегодня это и научно-методический центр, и центр повышения квалификации педагогов, и место, где работают с молодыми учителями и много чего еще.

Но, при всем этом, он не перестал исполнять свою основную функцию – знакомить посетителей с интересными экспонатами. Начатый «с нуля», за короткое время музей собрал более 20 000 экспонатов. В основном фонде – около 5 000. Все они имеют то или иное отношение к развитию системы образования в Сибирском регионе.

Основная экспозиция занимает несколько залов. Строго говоря, это одно большое помещение, разделенное на зоны перегородками.

Первый зал Музея истории развития образования © Алёна Груя

Часть первого зала музея © Алёна Груя

Часть экспозиции в первом зале Музея истории развития образования © Алёна Груя

Первый зал

В первом зале находятся предметы и документы, которые относятся к самому раннему этапу развития образования. Причем речь не только о Сибири, но и вообще о России, можно даже сказать, о Руси. Здесь, например, есть большое изображение братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. Образец такой азбуки представлен в музее, а также чернильница с пером, которым когда-то выводили замысловатые буквы.

Кирилла и Мефодия называют просветителями славян, поскольку они принесли письменность, которую и сегодня все мы используем. Кстати, братья Кирилл и Мефодий стали христианскими святыми, а день их церковной памяти одновременно является Днем славянской письменности и культуры. Это 24 мая.

В Музее истории развития образования можно узнать и о других выдающихся личностях, которые внесли вклад в это самое развитие. Есть здесь стенд, посвященный Петру I. Этот правитель для просвещения народа сделал действительно много. По его инициативе было открыто множество учебных заведений, Академия наук, принята гражданская азбука. При Петре в России появились первые гимназии. Что интересно, учились в них только мальчики. А женские гимназии учредили только в 1870 году. В музее можно узнать еще много интересных фактов, а также прочесть выдержки из указов царя.

На отдельном стенде – изображения и рассказы о сподвижниках Петра. Например, о Ломоносове. История о том, как 19-летний Михайло пешком пришел в Москву, скрывая свое крестьянское происхождение, дабы поступить в Академию и приобщиться к знаниям, известна всем. Дальнейшей его карьере, конечно, можно только позавидовать. Ломоносов был химиком, историком, ритором, механиком, поэтом и художником. Им написаны учебники по грамматике, физике, риторике. Неудивительно, что его называют одним из величайших русских просветителей.

Что касается Сибири, очень большой вклад в развитие образования внесли декабристы. Якушкин, братья Бестужевы и другие ссыльные открывали здесь школы и мастерские.

Хотя многие факты мне уже были известны, эта экспозиция очень понравилась. Хотя здесь нет броских, запоминающихся экспонатов, при желании можно почерпнуть море занимательных сведений.

Изображение Кирилла и Мефодия  - экспонат музея © Алёна Груя

Чернильница и перо – экспонаты музея © Алёна Груя

Стенд с информацией на стене музея © Алёна Груя

Экспонаты Музея истории развития образования © Алёна Груя

Образец славянской азбуки в Музее истории развития образования © Алёна Груя

Экспонаты музея, полученные в дар от Новосибирской епархии © Алёна Груя

Стенд, посвященный Петру I в музее © Алёна Груя

Стенд с информацией о сподвижниках Петра I © Алёна Груя

Информация о декабристах в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Стенд «Декабристы в Сибири» в музее © Алёна Груя

Фотографии на стенде в музее Стенд © Алёна Груя

На Руси первые школы появились при церквях еще в 11-ом веке. А в нашем городе первая школа открылась 20 июля 1893 года. Называлась она Будаговской, поскольку ее основателем стал инженер-строитель моста через Обь Будагов. И содержалась школа на его же средства. Вот это альтруизм! В первой школе грамоте обучались не только дети, но и взрослые. Первый «выпуск» состоял всего из 80 человек.

В 1909 году в Новониколаевске случился страшный пожар, в результате большая часть города выгорела. Когда его стали восстанавливать, в проект внесли и строительство новых учебных заведений. В 1912 году в городе появились сразу 12 зданий начальных школ. Такого масштабного строительства школ в то время не знал ни один город Сибири.

В музее можно узнать еще множество любопытных фактов, касающихся первых учебных заведений. А также увидеть фотографии первых школ и старую карту Новониколаевска.

«Первые школы Новониколаевска» в Музее истории развития образования © Алёна Груя

Фотографии первых школ в музее © Алёна Груя

Книги, представленные в экспозиции музея © Алёна Груя

Карта Новониколаевска в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Экспонат музея – стенд, посвященный просветительским обществам Новониколаевска © Алёна Груя

Второй зал

В следующем зале музея мы узнаем уже о тех моментах, которые связаны с новым временем. Здесь можно посмотреть на образцы школьной формы, которую носили советские дети, и узнать много нового об этой самой форме.

Одежда, которую так не любили учащиеся, прошла своеобразную эволюцию. В 1834 году в Российской империи был принят закон, обязующий гимназистов носить форму. Фасоны несколько раз менялись, но неизменным оставалось правило: гимназист без мундира – не гимназист. А министр просвещения того времени, Уваров, говорил: «Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят легкомыслию и страстям…» Впрочем, и сегодня многие педагоги придерживаются такого мнения.

В 1918 году советское правительство отменило форму, признав ее наследием царского режима. Отменили, чтобы через 30 лет снова ввести. И снова началась эпопея с фасонами: гимнастерки сменялись шерстяными костюмами, коричневые платья – юбками и жакетами… А в 1992 году форму опять отменили – уже в Российской Федерации. Но к 1999 году некоторые школы ввели обязательную одежду для учеников. Кажется, это не закончится никогда.

В Музее истории образования можно посмотреть фотографии учеников в форме разных лет. Еще здесь есть образец мебели, набившей оскомину всем нам за 11 лет учебы – парты. А также разные письменные принадлежности, буквари и старенький компьютер.

Если побродить по залу и почитать статьи, которые размещены на стендах, можно, например, сравнить количество учебных заведений раньше и сейчас. Если в 1932 году в городе и районе было только 113 школ, сегодня работают 552 образовательных заведения!

Второй зал в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Экспозиция второго зала музея © Алёна Груя

Школьная парта – экспонат музея © Алёна Груя

Стенд «Страницы школьного образования» в музее © Алёна Груя

Стенд «Эволюция школьной формы и ученической парты» © Алёна Груя

Письменные принадлежности – экспонаты музея © Алёна Груя

Школьная форма и буквари в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Часть экспозиции второго зала музея © Алёна Груя

Компьютер – один из экспонатов в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Один из стеклянных стеллажей с экспонатами в музее © Алёна Груя

Экспонат музея – кукла в ученической форме © Алёна Груя

Книги и альбомы в экспозиции музея © Алёна Груя

Газетные статьи и фотографии в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Третий зал

Идем дальше, и третий зал музея встречает нас рассказами о других аспектах развития образования в нашей области. Образование – очень обширное понятие. И в музее можно проследить историю не только школ, формы и грамоты в принципе. Есть такое понятие, как профсоюзное движение, и, разумеется, работникам сферы образования оно не чуждо. В музее этот момент отражен в фотографиях и документах.

Как насчет дополнительного образования? Вне школы детям тоже нужно чем-то заниматься, иметь хобби, в конце концов. В Музее истории развития образования собраны сведения и о художественных школах нашего города. А еще о школьных музеях. Оказывается, музей, работающий на базе школы – это частая практика. Их много. В школах нашего города работают: музей памяти воинов-интернационалистов, музей Бориса Богаткова, музей минералогии и … список можно продолжать и продолжать.

Другие экспонаты, которые мне показались интересными в этом зале – «аксессуары» пионеров – одежда, горн, флажки, а также настоящая артековская форма. Я пик популярности этого лагеря не застала, но знаю, что он был мечтой мальчишек и девчонок во времена молодости моих родителей. Интересно было увидеть, вот что одевались «артековцы».

Третий зал Музея истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Третий музейный зал © Алёна Груя

Часть третьего зала Музея истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Один из залов с экспонатами в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Часть экспозиции третьего зала музея © Алёна Груя

Книги в экспозиции в третьем зале музея © Алёна Груя

Экспонат музея –артековскаяформа © Алёна Груя

Экспонаты музея – пионерская атрибутика © Алёна Груя

Экспозиция третьего зала Музея истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Старая радиола – экспонат музея © Алёна Груя

Мне очень понравилась коллекция камней и минералов, которая является «визитной карточкой» музея минералогии, камнерезного ювелирного искусства «Самоцвет» муниципальной школы №162. Это наглядное подтверждение того, что музей на базе школы – это не обязательно самодеятельность.Он может иметь потрясающую коллекцию, словом, быть «настоящим» музеем.

Экспозиция камней и минералов из минералогического музея «Самоцвет» © Алёна Груя

Камни и минералы в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Часть экспозиции камней и минералов © Алёна Груя

Четвёртый зал

Музей прошел долгий путь и имеет богатую историю. О том, как все было, рассказывают экспонаты, расположившиеся в следующем зале. Здесь есть толстые альбомы, посвященные истории музея, а также фотографии «друзей и соратников» - так называют тех, кто вносил вклад в развитие музея.

Отдельное место отведено под трогательную экспозицию – подарки музею. От «друзей и соратников», конечно же. Судя по количеству подарков, друзей у «образовательного» музея много – от учащихся школ и колледжей до фотографов и директоров библиотек . И что они только не дарят! На полках расположились расписные фигурки, статуэтки, детские поделки из бумаги, картины. Удивительный экспонат – хлеб-соль. Его губернатор Кемеровской области презентовал производственной бригаде Тогучинского района на Всероссийском слете. А бригада, судя по всему, передала музею. Честно говоря, я так и не поняла, из чего он сделан. Выглядит как настоящий, но я не уверена, что каравай прожил бы так долго – вручили то его еще в 2005 году!

Четвертый зал в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Часть четвертого музейного зала © Алёна Груя

Пианино – экспонат в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Стенд «Друзья и соратники в создании и работе музея» © Алёна Груя

Стенд с информацией о средних профшколах в музее © Алёна Груя

Часть экспозиции, посвященная подаркам музею © Алёна Груя

Хлеб-соль – один из подарков музею © Алёна Груя

Подарки музею – расписные яйца и другие сувениры © Алёна Груя

Сувениры, переданные в дар музею © Алёна Груя

Фигурка танцовщицы – один из подарков музею © Алёна Груя

Один из сувениров, подаренных музею © Алёна Груя

Стенд, посвященный ректорам и профессорам НГПИ © Алёна Груя

Документы в экспозиции четвертого зала музея © Алёна Груя

Газеты и книги – экспонаты в четвертом зале музея © Алёна Груя

Альбомы «История музея в лицах» - экспонаты четвертого зала © Алёна Груя

Один из альбомов, посвященных истории музея © Алёна Груя

Пятый зал

Последний, пятый зал, может поведать много интересного о том, как развивалось образование в непростые военные годы. Хотя война скорее приостановила это развитие.

Многие учителя уходили за фронт, зачастую добровольно. Школьные здания занимали госпиталя, но занятия, между тем, не прекращались. Просто учебным заведениям приходилось работать по 3-4 смены, иногда занятия заканчивались в час ночи.

Интересно, что и школьники вносили посильный вклад в нелегкое для страны время. Собирали металл, лекарственные растения (за годы войны дети собрали 27 тонн растений, только вдумайтесь! smile, занимались деятельностью «тимуровцев» и помогали семьям фронтовиков. В нашей области «тимуровцев» было 1200 человек.

Среди учителей Новосибирской области многие не просто отдали долг Родине, но и получили звание Героя Советского Союза. В Музее истории развития образования делают все, чтобы их подвиги не были забыты. Здесь можно увидеть фотографии учителей-фронтовиков и их личные вещи. В углу комнаты горит импровизированный «Вечный огонь», вокруг которого развешаны портреты героев.

Последний зал в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Пятый зал Музея истории развития образования © Алёна Груя

Часть пятого зала Музея истории развития образования © Алёна Груя

Стенд в пятом зале в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Экспонаты – документы и фотографии в пятом зале музея © Алёна Груя

Один из стендов в экспозиции последнего зала музея © Алёна Груя

Стенд с информацией и фотографиями учителей © Алёна Груя

Фотографии, письма и документы в экспозиции музея © Алёна Груя

Часть экспозиции «Война в истории моей семьи» © Алёна Груя

Часть экспозиции пятого музейного зала © Алёна Груя

Часть экспозиции, посвященная династии учителей Твердовских © Алёна Груя

Вещи фронтовиков в экспозиции музея © Алёна Груя

Гармонь, ремень, фуражка – экспонаты музея © Алёна Груя

Собрание книг, посвященных военному времени © Алёна Груя

Часть экспозиции, посвященной военному времени, в музее © Алёна Груя

«Вечный огонь» в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Портреты фронтовиков в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Стенд с информацией о деятельности школьников во время войны © Алёна Груя

Еще в музее есть отдельный зал, в котором проходят временные выставки – очень длинный и светлый. Мне показали и уютную гостиную – в ней проводят встречи, уроки и прочие мероприятия.

Выставочный зал музея, в котором находятся временные экспозиции © Алёна Груя

Гостиная в Музее истории развития образования Новосибирска и области © Алёна Груя

Музей истории развития образования Новосибирска и области работает с понедельника по четверг с 10 до 17 часов, в пятницу до 13 часов. Суббота и воскресенье – выходные. Телефон музея: 8 (383) 269-42-22. Вход бесплатный! Но посещать музей можно только по договоренности. Иными словами, сначала нужно позвонить и предупредить о визите. Сайт музея – Музей истории г. Новосибирске 29. Недавно появилась группа «Вконтакте» 35. Эти ресурсы могут быть полезны, чтобы узнавать о том, какие выставки, не относящиеся к основной экспозиции, проходят в музее.

Мне музей очень понравился. Он раскрывает и, что важно, интересно подает довольно скучную тему. Конечно, Музей истории развития образования – место серьезное. Вряд ли здесь понравится тем, кто еще находится в процессе этого самого образования. Детям младшего возраста здесь попросту будет скучно. К тому же, вести школьников в музей, посвященный школе – это насилие над детской личностью smile Учитывая, как дети «любят» учебу, их такое предложение вряд ли заинтересует. Но если все же заинтересует, будет замечательно, поскольку в этом музее действительно можно узнать очень много полезных сведений. Да и взрослым (любознательным, активным взрослым) сходить сюда стоит. И вообще, чаще посещайте музеи и необычные выставки. Думаю, можно найти пару часов в месяц и посвятить их такому увлекательному самообразованию.

Автор: Алёна Груя 6
Еще записи по теме
Центр истории Новосибирской книгиЦентр истории Новосибирской книги

В конце декабря предновогоднее настроение буквально висит в воздухе, и ...

Центр истории развития Ленинского районаЦентр истории развития Ленинского района

Почему район, в котором мы живем, называется Ленинским? Сколько ему лет? ...

Музей СССР в НовосибирскеМузей СССР в Новосибирске

Наверняка еще остались люди, ностальгирующие по советской эпохе, когда ...

Комментариев: 4
  1. Мы привыкли к тому, что слова «история» и «образование» со школьных лет вызывают зевоту

    Не говорите за других. Если уж на то пошло, правильно было бы начать заметку с предложения "Я привыкла к тому, что слова «история» и «образование» со школьных лет вызывают у меня зевоту."

  2. Зачем столько скучных и однотипных фотографий выкладывать?

  3. Главный редактор | 2014-04-15 в 17:11:25

    Яна, фото выкладываются для того, чтобы у читателя сложилось максимально полное впечатление о том, что он увидит при посещении. Что касается «скучности» - у сайта уже много постоянных читателей, которым нравится всё разглядывать в деталях и они не считают, что фото однотипные и скучные. Просто у людей свои вкусы и интересы.

  4. Вряд ли здесь понравится тем, кто еще находится в процессе этого самого образования. Детям младшего возраста здесь попросту будет скучно.

    Я была недавно со своими учениками в этом музее. И могу сказать, что ребятам очень понравилось. Огромный восторг вызывали предметы сфотографированные автором - учебники, по которым учились их родители, парта, да и каравай губернатора. Особенно понравился интерактивный урок, где каждый мог попробовать что-нибудь написать гусиным пером.

    Очень жалко, что автор не интересуется историей, ведь говорят, что без прошлого не может быть будущего.

Поделитесь своими впечатлениями!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

(обязательно)