Музей агроэкологии и охраны окружающей среды имени Гребенникова

Сегодняшний наш репортаж – о музее агроэкологии и охраны окружающей среды имени В. С. Гребенникова. Пусть слегка скучное название учреждения вас не отпугивает – столь необычный музей, среди экспонатов которого – слепок ноги снежного человека, установка для телекинеза и огромная картина-панорама, еще поискать.

Располагается музей под Новосибирском, в поселке Краснообск, а если конкретнее – в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства.

Здание слева – Сибирский НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства © Александр Матвеев

Вход в здание Сибирский НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства © фото предоставлено Риммой Николаевной Фисечко

Чтобы попасть в музей и послушать экскурсию, необходимо созвониться с хранителем музея и, к слову, кандидатом биологических наук Риммой Николаевной Фисечко и договориться по времени. Ее прямые телефоны: 8-913-014-98-52, (383) 308-69-59. Попасть в музей возможно как в выходные, так и в будни. Посещение бесплатно.

Хранитель музея Римма Фисечко © Александр Матвеев

Первый экспонат, а скорее даже отдельный культурный объект, полностью занимает довольно большое помещение первого этажа НИИ. Это – сферорама (панорама) «Реликтовая степь». Находится она вот за этой неприметной дверью.

Дверь в помещение сферорамы © Александр Матвеев

Многие из тех, кто бывал в Москве или Севастополе, посещали музеи-панорамы и были восхищены масштабными круговыми полотнами, изображающими Бородинское сражение и битву за Севастополь. Но мало кому известно, что подобный арт-объект есть и у нас, пусть он менее масштабен и более «миролюбив».

Вход на смотровую площадку сферорамы © Александр Матвеев

«Реликтовая степь» занимает все пространство комнаты от пола до потолка и иллюстрирует многообразие сибирской флоры и фауны.

Картина-панорама «Реликтовая степь» © Александр Матвеев

Картина-панорама «Реликтовая степь» © Александр Матвеев

К примеру, по этому лугу школьники могут изучать биологию – какие только растения не изображены здесь с фотографической точностью.

Картина-панорама «Реликтовая степь» (фрагмент) © Александр Матвеев

Весьма впечатляюще передано художником и небо, и деревья, и насекомые. И это при том, что у автора не было никакого художественного образования.

Картина-панорама «Реликтовая степь» (фрагмент) © Александр Матвеев

Картина-панорама «Реликтовая степь» (фрагмент) © Александр Матвеев

Картина-панорама «Реликтовая степь» (фрагмент) © Александр Матвеев

Кстати, об авторе. Автором сферорамы является тот самый Виктор Гребенников (1927-2001), имени которого посвящен музей. Виктор Степанович работал над ней вместе со своими детьми Ольгой и Сергеем около десяти лет: с начала 1980-х по 1993. Чтобы собрать материал для создания панорамы, Гребенников объехал всю Кулундинскую степь, сделал две тысячи снимков. Так что участка, изображенного на картине, в реальности не существует, это, как говорится, собирательный образ. Однако в 1993 году исследователь переключился на другие работы, и часть панорамы так и осталась в эскизном варианте.

«Эскизная» часть картины-панорамы «Реликтовая степь» © Александр Матвеев

Задумал он свое произведение как немой укор человечеству, разрушающему первозданную красоту природы. Мы видим, что едва началась распашка целинных земель, а рядом (слева) уже образовалась свалка. «Наступление человека на природу всегда начинается со свалок», – утверждал Виктор Гребенников.

Картина-панорама «Реликтовая степь» (фрагмент) © Александр Матвеев

Панорама не статична: над головой посетителей парят орлы…

Орел на леске медленно двигается по кругу, создавая иллюзию полета © Александр Матвеев

Орел на леске медленно двигается по кругу, создавая иллюзию полета © Александр Матвеев

…из норки время от времени выглядывает хомячок…

Хомячок выпрыгнул из норки © Александр Матвеев

Хомячок спрятался в норку © Александр Матвеев

…а над травой резвятся бабочки.

Бумажных бабочек приводит в движение поток воздуха © Александр Матвеев

Увлажнителем воздуха, не дающим картине сохнуть и разрушаться, служит вот это ведро с водой, которое периодически наполняют.

Ведро-увлажнитель воздуха © Александр Матвеев

Покидаем панораму и поднимаемся на второй этаж, где размещена основная экспозиция музея агроэкологии и охраны окружающей среды.

Выход из смотровой площадки панорамы © Александр Матвеев

Вход в музей агроэкологии и охраны окружающей среды им. Гребенникова © Александр Матвеев

Собственно, экспозиция музея посвящена не столько охране окружающей среды и агроэкологии, сколько произведениям, исследованиям и изобретениям Виктора Гребенникова.

Выставочный зал музея © Александр Матвеев

Кем же был этот явно незаурядный человек? Однозначно сложно ответить. С одной стороны, это был талантливый художник-самоучка, выдающийся энтомолог, разработки которого позволили реально повысить урожайность сельхозкультур, автор семи научно-популярных книг и иллюстратор еще нескольких, Заслуженный эколог России. С другой – наиболее известная часть его деятельности была связана с квазинаучными изысканиями в таких областях, как – внимание – антигравитация, невидимость, телепатия, НЛО и т.д. Официальной наукой эти наработки Гребенникова, конечно же, не признаны.

В музее представлены все стороны научного и художественного творчества Гребенникова. Вот, к примеру, портреты различных букашек. Насекомые были главной страстью Гребенникова, а потому передать их на бумаге и полотне точнее и естественнее, чем этот энтомолог, вряд ли кто-то смог бы. Все эти насекомые – обитатели микрозаказников, которые Гребенников создавал по Сибири в годы освоения целины, дабы сохранить микрофауну, ведь ее среда обитания уничтожалась.

Портреты насекомых © Александр Матвеев

Чтобы изобразить насекомых естественнее, передать их психологию, Виктор Степанович держал домашних насекомых. В доме четы Гребенниковых вместо кошек или попугайчиков резвились бабочки, муравьи, шмели…

Картина «Шмель у капли меда» (внизу) © Александр Матвеев

Шмели жили в сконструированном ученым шмельнике. На обед они получали от хозяина мед.

Шмельник © Александр Матвеев

Гребенников изображал насекомых не только на бумаге или холсте, но и в виде объемных фигур. Перед вами – муляж насекомого под названием «наездник», изготовленный из глиняно-ватной массы и пластика (масштаб 14:1). Возможно, наездники этого вида в Сибири уже вымерли.

Муляж наездника © Александр Матвеев

Это так называемый «вечный гербарий»: гипсовые слепки различных растений, сделанные Гребенниковым специально для музея.

«Вечный гербарий» © Александр Матвеев

«Вечный гербарий» © Александр Матвеев

Еще один интересный вид творчества, которым увлекался основатель этого музея – объемная живопись. Суть изготовления этого чуда такова. Берется стопка стекол, на каждое из них наносится отдельный элемент общей картины, и когда стекла складываются вместе, создается зрительное ощущение объемного рисунка. 3D-эффект Гребенников мог создавать еще в середине 1970-х, но работа эта была поистине ювелирной.

Объемная живопись © Александр Матвеев

Объемная живопись © Александр Матвеев

Объемная живопись © Александр Матвеев

Объемная живопись © Александр Матвеев

Макеты люцерны © Александр Матвеев

Растение не зря появилось среди экспонатов музея – оно иллюстрирует наиболее практически полезную научную разработку Виктора Гребенникова. Как известно, люцерна – это ценная кормовая культура. Главным опылителем люцерн является пчела-листорез. Она ощутимо меньше медоносной пчелы.

Пчела-листорез © Александр Матвеев

Соответственно, чем больше пчел-листорезов, тем больше будет урожайность люцерны. Свои гнезда они устраивают в полых стеблях растений. Разработка Гребенникова заключалась в том, чтобы самостоятельно изготавливать множество гнездовых трубочек для этих пчел и помещать их вот в такие блоки (по 1200 трубок в каждом).

Блок гнездовых трубочек для пчел © Александр Матвеев

Блоки размещались в укрытиях по краям посевов люцерны, что вызывало массовое размножение пчел-листорезов, которые затем столь же массово опыляли растения. В хозяйствах, где была внедрена данная методика, урожайность люцерны повышалась в три-четыре раза.

Витрина «Насекомые – опылители люцерны» © Александр Матвеев

Еще одна серия портретов насекомых из цикла Виктора Гребенникова «Обитатели микрозаповедников».

Портреты насекомых © Александр Матвеев

Те самые научно-популярные книги Гребенникова, посвященные жизни насекомых. Проиллюстрировал их сам автор.

Книги Виктора Гребенникова © Александр Матвеев

Иллюстрации он делал и к книгам о насекомых других авторов, в частности, известного советского писателя, популяризатора энтомологии Иосифа Халифмана и доктора биологических наук, профессора зоологии Павла Мариковского.

Иллюстрации Гребенникова к книге Халифмана © Александр Матвеев

Иллюстрации Гребенникова к книге Мариковского © Александр Матвеев

На этой стене размещены эскизы к сферораме «Реликтовая степь», о которой мы рассказали выше.

Эскизы к сферораме «Реликтовая степь» © Александр Матвеев

Нынешнее помещение панорамы рассчитано всего на пять-шесть посетителей, но Гребенников мечтал когда-нибудь возвести для нее отдельный павильон высотой семь метров, на смотровой площадке которого могли бы находиться одновременно 25 человек. Объект даже не начали строить, хотя он мог бы стать одним из наиболее интересных туристических объектов региона.

Проект павильона для панорамы © Александр Матвеев

Меж тем, мы с моим экскурсоводом дошли до уголка музея, где представлены наиболее загадочные открытия и изобретения Гребенникова и других ученых.

Своим главным открытием Виктор Гребенников считал эффект полостных структур (ЭПС). Суть его связана опять-таки с насекомыми. По мнению Гребенникова, гнезда насекомых, тех же пчел-листорезов, и другие полостные структуры излучают особую энергию, которая по-разному влияет на живых существ. Звучит фантастично, но как иначе объяснить, что из тысячи рядом стоящих гнезд пчела всегда находит свое и никогда не перепутает его с чужим?

Воздействие этих структур чаще всего неблагоприятное, но конкретно этот прибор, в котором применен ЭПС, а именно соты насекомых, призван утолять головные и другие боли. Для этого достаточно расслабленно посидеть на стуле под прибором 8-15 минут. Он так и называется – «Сотовый болеутолитель В. Гребенникова».

Сотовый болеутолитель Гребенникова © Александр Матвеев

Концентратор. Если в вышеназванном устройстве ЭПС используется во благо, то этим можно разрушать. В комбинации с других таким же концентратором они якобы могут разбивать стекла, передвигать предметы, вызывать сбои электроники и т.д. Но успокоим вас – это всего лишь муляж, а остались ли действующие концентраторы и были ли они вообще, неизвестно.

Муляж концентратора © Александр Матвеев

Муляж концентратора © Александр Матвеев

Виктор Гребенников замахивался и на фундаментальную структуру. На графике показан ход кварцевых часов, на которые в течение недели воздействовали полостные структуры: 10 пластиковых воронок, закрытых сеткой, и пучок обожженных веток в стакане. По мнению Гребенникова, эти нехитрые приспособления вызывали сбои в течении времени.

Стенд «Материя и время» © Александр Матвеев

Еще один объект исследования Виктора Гребенникова – полеты насекомых. Дело в том, что тело насекомых покрыто волосками, их тела подчас несопоставимы по размерам с их крыльями, а значит, полеты майских жуков, шмелей и других букашек, по мнению Виктора Степановича, нарушают все законы аэродинамики. На нижних фото вы видите увеличенные надкрылья одного из летающих насекомых – мертвоеда. Согласно изысканиям Гребенникова, когда насекомое взлетает, вокруг щетинок, которые вы видите на фото, образуются некие вихри, которые и отрывают насекомое от земли.

Стенд «Поверхностные структуры хитиновых покровов насекомых © Александр Матвеев

На основе этой теории Гребенников в начале 1990-х якобы сконструировал и построил антигравитационную платформу, на которой сам летал со скоростью до 25 км/мин. Однако потом изобретатель разобрал свой революционный летательный аппарат, решив, что человечество еще не готово к этому его открытию, и изобретение может быть использовано в военных целях. Был аппарат на самом деле или нет, а если и был, летал ли, сегодня никто не может подтвердить или опровергнуть. В Интернете есть черно-белые фотографии Гребенникова, парящего над землей на чем-то, напоминающем сегвей, но за подлинность снимков я ручаться не могу.

Стенд, посвященный лозоходству (наука также отрицает этот феномен)

Стенд о лозоходстве © Александр Матвеев

Дальше – больше. Это результаты экспериментов Гребенникова по передаче мыслей на расстоянии своему сыну. По мнению исследователя, телепатией обладают многие животные. Владели ей и древние люди, и при определенном подходе современный человек может восстановить эти навыки. Слева изображены рисунки, которые мысленно передавал отец сыну (сначала на расстоянии 10 метров, а потом – 3600 километров), справа – то, что сын в момент «приема» информации изображал у себя на листке. Схожесть рисунков нельзя отрицать. За чистоту эксперимента опять же ручаться не могу, верить или нет – дело каждого.

Стенд «Дальняя биосвязь» © Александр Матвеев

Рисунки различных красивых атмосферных явлений авторства Виктора Гребенникова:

Рисунки красивых атмосферных явлений © Александр Матвеев

Музей – настоящая находка для любителей паранормальных явлений. Перед вами – не что иное, как слепок следа… снежного человека! Найден он (след, а не йети) запорожской экспедицией в 1986 году в горах Памира у излучины реки Игиз и позже передан в дар музею.

Витрина, посвященная йети © Александр Матвеев

Очередная находка для уфологов – тектиты. Стеклоподобные образования подчас находят прямо на поверхности грунта, хотя их возраст – 0,5-0,8 миллионов лет. Исходя из этого, новосибирский ученый-геолог Андрей Изох предположил, что они прилетели на Землю с других планет или их спутников, выбросы их вулканов, которые достигли Земли.

Тектиты и их описание © Александр Матвеев

Штормглас – старинный прибор для предсказывания погоды. В 1980-х Гребенников проводил эксперименты и с ним.

Штормглас © Александр Матвеев

Наконец, у меня появилась возможность проверить теорию об ЭПС на себе. Это установка для регистрации телекинеза. В герметичной колбе со 100%-ной влажностью, исключающей электростатику, на паутинную нить подвешена обожженная палочка – многополостная структура. Поскольку в наших костях тоже есть полости, излучение от кисти руки способно привести палочку в действие.

Регистратор волн материи и телекинеза © Александр Матвеев

Результат моего эксперимента зафиксирован на видео. За две минуты палочка под воздействием моей руки прокрутилась примерно на 90 градусов. Как это объяснить с точки зрения современной официальной науки, я пока не знаю. Могу лишь дать слово, что это никакой не монтаж и не фокус, а палочка до и после эксперимента оставалась неподвижной.

Ближе к выходу мы из мира загадок вновь возвращаемся в традиционный музей. Еще немного творений Гребенникова:

Творения Гребенникова © Александр Матвеев

Творения Гребенникова © Александр Матвеев

Творения Гребенникова © Александр Матвеев

Драматичные сюжеты могут быть и в мире насекомых. Картина в центре верхней полке в центре носит название «Наездник серповка заражает гусеницу».

Творения Гребенникова © Александр Матвеев

Видно, как отчаянно гусеница пытается защититься от внезапного нападения. Момент для гусеницы и правда критический. Нет, наездник не собирается ее убивать и съедать – все намного хуже. Если ему удастся сделать укол, он мгновенно отложит внутрь гусеницы яйца. В ее теле, еще живой, постепенно начинают развиваться личинки, расти, паразитировать, и наконец, они выходят наружу прямо сквозь кожу, а гусеница превращается вот в такое решето.

Тело куколки, из которого вылезли личинки наездника © Александр Матвеев

Чучело полевки – вредителя для овса:

Чучело полевки © Александр Матвеев

Наконец, насекомые, отчеканенные на металле. Автор – Виктор Гребенников.

Насекомые, отчеканенные на металле © Александр Матвеев

– Музей известен в мире, – говорит Римма Николаевна. – К нам приезжают из разных городов и стран те, кто изучает наследие Виктора Степановича, изобретения, тайны, которые он оставил после себя. А таковых в мире много, ведь личности Гребенникова посвящено несколько интернет-сайтов и форумов, книги, статьи в газетах и журналах, даже документальные фильмы.

Так кем же был этот загадочный Виктор Гребенников? Гением, опередившим свое время, или сумасшедшим ученым, чья одержимость фантасмагорическими идеями загубила его реальные таланты энтомолога и художника? Пусть это каждый решит для себя. Одно неоспоримо: в государственном научном учреждении ему посвящен целый музей, а палочка все-таки вертится!

Еще записи по теме
Музей природы Новосибирской областиМузей природы Новосибирской области

Краеведческий музей Новосибирска знают все. А знаете ли вы, что здание возле ...

Сибирский зоологический музейСибирский зоологический музей

А знаете ли вы, что прямо в центре Новосибирска выставлены полноразмерные ...

Шандринский мамонт в НовосибирскеШандринский мамонт в Новосибирске

Древние земли Сибири хранят в себе множество уникальных историй. ...

Комментариев: 2
  1. Oчень интересно. Большое спасибо!

  2. Андрей | 2017-08-16 в 16:06:05

    Кстати ! В 90-е годы в Науке и Жизнь ,то-ли в Технике молодежи вышла статья .где от первого лица автор рассказывал о изучении подкрылков насекомых и постройке на основании этого летающей платформы ,на которой он летал над городом.Постройка была до смешного простой.Все дело было именно в этих загадочных насекомых ,название которых он не разглашал.Так" Мертвоеды" оказывается,интересненько!

Поделитесь своими впечатлениями!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

(обязательно)