Музей агроэкологии и охраны окружающей среды имени Гребенникова
Сегодняшний наш репортаж – о музее агроэкологии и охраны окружающей среды имени В. С. Гребенникова. Пусть слегка скучное название учреждения вас не отпугивает – столь необычный музей, среди экспонатов которого – слепок ноги снежного человека, установка для телекинеза и огромная картина-панорама, еще поискать.
Располагается музей под Новосибирском, в поселке Краснообск, а если конкретнее – в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства.
Чтобы попасть в музей и послушать экскурсию, необходимо созвониться с хранителем музея и, к слову, кандидатом биологических наук Риммой Николаевной Фисечко и договориться по времени. Ее прямые телефоны: 8-913-014-98-52, (383) 308-69-59. Попасть в музей возможно как в выходные, так и в будни. Посещение бесплатно.
Первый экспонат, а скорее даже отдельный культурный объект, полностью занимает довольно большое помещение первого этажа НИИ. Это – сферорама (панорама) «Реликтовая степь». Находится она вот за этой неприметной дверью.
Многие из тех, кто бывал в Москве или Севастополе, посещали музеи-панорамы и были восхищены масштабными круговыми полотнами, изображающими Бородинское сражение и битву за Севастополь. Но мало кому известно, что подобный арт-объект есть и у нас, пусть он менее масштабен и более «миролюбив».
«Реликтовая степь» занимает все пространство комнаты от пола до потолка и иллюстрирует многообразие сибирской флоры и фауны.
К примеру, по этому лугу школьники могут изучать биологию – какие только растения не изображены здесь с фотографической точностью.
Весьма впечатляюще передано художником и небо, и деревья, и насекомые. И это при том, что у автора не было никакого художественного образования.
Кстати, об авторе. Автором сферорамы является тот самый Виктор Гребенников (1927-2001), имени которого посвящен музей. Виктор Степанович работал над ней вместе со своими детьми Ольгой и Сергеем около десяти лет: с начала 1980-х по 1993. Чтобы собрать материал для создания панорамы, Гребенников объехал всю Кулундинскую степь, сделал две тысячи снимков. Так что участка, изображенного на картине, в реальности не существует, это, как говорится, собирательный образ. Однако в 1993 году исследователь переключился на другие работы, и часть панорамы так и осталась в эскизном варианте.
Задумал он свое произведение как немой укор человечеству, разрушающему первозданную красоту природы. Мы видим, что едва началась распашка целинных земель, а рядом (слева) уже образовалась свалка. «Наступление человека на природу всегда начинается со свалок», – утверждал Виктор Гребенников.
Панорама не статична: над головой посетителей парят орлы…
…из норки время от времени выглядывает хомячок…
…а над травой резвятся бабочки.
Увлажнителем воздуха, не дающим картине сохнуть и разрушаться, служит вот это ведро с водой, которое периодически наполняют.
Покидаем панораму и поднимаемся на второй этаж, где размещена основная экспозиция музея агроэкологии и охраны окружающей среды.
Собственно, экспозиция музея посвящена не столько охране окружающей среды и агроэкологии, сколько произведениям, исследованиям и изобретениям Виктора Гребенникова.
Кем же был этот явно незаурядный человек? Однозначно сложно ответить. С одной стороны, это был талантливый художник-самоучка, выдающийся энтомолог, разработки которого позволили реально повысить урожайность сельхозкультур, автор семи научно-популярных книг и иллюстратор еще нескольких, Заслуженный эколог России. С другой – наиболее известная часть его деятельности была связана с квазинаучными изысканиями в таких областях, как – внимание – антигравитация, невидимость, телепатия, НЛО и т.д. Официальной наукой эти наработки Гребенникова, конечно же, не признаны.
В музее представлены все стороны научного и художественного творчества Гребенникова. Вот, к примеру, портреты различных букашек. Насекомые были главной страстью Гребенникова, а потому передать их на бумаге и полотне точнее и естественнее, чем этот энтомолог, вряд ли кто-то смог бы. Все эти насекомые – обитатели микрозаказников, которые Гребенников создавал по Сибири в годы освоения целины, дабы сохранить микрофауну, ведь ее среда обитания уничтожалась.
Чтобы изобразить насекомых естественнее, передать их психологию, Виктор Степанович держал домашних насекомых. В доме четы Гребенниковых вместо кошек или попугайчиков резвились бабочки, муравьи, шмели…
Шмели жили в сконструированном ученым шмельнике. На обед они получали от хозяина мед.
Гребенников изображал насекомых не только на бумаге или холсте, но и в виде объемных фигур. Перед вами – муляж насекомого под названием «наездник», изготовленный из глиняно-ватной массы и пластика (масштаб 14:1). Возможно, наездники этого вида в Сибири уже вымерли.
Это так называемый «вечный гербарий»: гипсовые слепки различных растений, сделанные Гребенниковым специально для музея.
Еще один интересный вид творчества, которым увлекался основатель этого музея – объемная живопись. Суть изготовления этого чуда такова. Берется стопка стекол, на каждое из них наносится отдельный элемент общей картины, и когда стекла складываются вместе, создается зрительное ощущение объемного рисунка. 3D-эффект Гребенников мог создавать еще в середине 1970-х, но работа эта была поистине ювелирной.
Растение не зря появилось среди экспонатов музея – оно иллюстрирует наиболее практически полезную научную разработку Виктора Гребенникова. Как известно, люцерна – это ценная кормовая культура. Главным опылителем люцерн является пчела-листорез. Она ощутимо меньше медоносной пчелы.
Соответственно, чем больше пчел-листорезов, тем больше будет урожайность люцерны. Свои гнезда они устраивают в полых стеблях растений. Разработка Гребенникова заключалась в том, чтобы самостоятельно изготавливать множество гнездовых трубочек для этих пчел и помещать их вот в такие блоки (по 1200 трубок в каждом).
Блоки размещались в укрытиях по краям посевов люцерны, что вызывало массовое размножение пчел-листорезов, которые затем столь же массово опыляли растения. В хозяйствах, где была внедрена данная методика, урожайность люцерны повышалась в три-четыре раза.
Еще одна серия портретов насекомых из цикла Виктора Гребенникова «Обитатели микрозаповедников».
Те самые научно-популярные книги Гребенникова, посвященные жизни насекомых. Проиллюстрировал их сам автор.
Иллюстрации он делал и к книгам о насекомых других авторов, в частности, известного советского писателя, популяризатора энтомологии Иосифа Халифмана и доктора биологических наук, профессора зоологии Павла Мариковского.
На этой стене размещены эскизы к сферораме «Реликтовая степь», о которой мы рассказали выше.
Нынешнее помещение панорамы рассчитано всего на пять-шесть посетителей, но Гребенников мечтал когда-нибудь возвести для нее отдельный павильон высотой семь метров, на смотровой площадке которого могли бы находиться одновременно 25 человек. Объект даже не начали строить, хотя он мог бы стать одним из наиболее интересных туристических объектов региона.
Меж тем, мы с моим экскурсоводом дошли до уголка музея, где представлены наиболее загадочные открытия и изобретения Гребенникова и других ученых.
Своим главным открытием Виктор Гребенников считал эффект полостных структур (ЭПС). Суть его связана опять-таки с насекомыми. По мнению Гребенникова, гнезда насекомых, тех же пчел-листорезов, и другие полостные структуры излучают особую энергию, которая по-разному влияет на живых существ. Звучит фантастично, но как иначе объяснить, что из тысячи рядом стоящих гнезд пчела всегда находит свое и никогда не перепутает его с чужим?
Воздействие этих структур чаще всего неблагоприятное, но конкретно этот прибор, в котором применен ЭПС, а именно соты насекомых, призван утолять головные и другие боли. Для этого достаточно расслабленно посидеть на стуле под прибором 8-15 минут. Он так и называется – «Сотовый болеутолитель В. Гребенникова».
Концентратор. Если в вышеназванном устройстве ЭПС используется во благо, то этим можно разрушать. В комбинации с других таким же концентратором они якобы могут разбивать стекла, передвигать предметы, вызывать сбои электроники и т.д. Но успокоим вас – это всего лишь муляж, а остались ли действующие концентраторы и были ли они вообще, неизвестно.
Виктор Гребенников замахивался и на фундаментальную структуру. На графике показан ход кварцевых часов, на которые в течение недели воздействовали полостные структуры: 10 пластиковых воронок, закрытых сеткой, и пучок обожженных веток в стакане. По мнению Гребенникова, эти нехитрые приспособления вызывали сбои в течении времени.
Еще один объект исследования Виктора Гребенникова – полеты насекомых. Дело в том, что тело насекомых покрыто волосками, их тела подчас несопоставимы по размерам с их крыльями, а значит, полеты майских жуков, шмелей и других букашек, по мнению Виктора Степановича, нарушают все законы аэродинамики. На нижних фото вы видите увеличенные надкрылья одного из летающих насекомых – мертвоеда. Согласно изысканиям Гребенникова, когда насекомое взлетает, вокруг щетинок, которые вы видите на фото, образуются некие вихри, которые и отрывают насекомое от земли.
На основе этой теории Гребенников в начале 1990-х якобы сконструировал и построил антигравитационную платформу, на которой сам летал со скоростью до 25 км/мин. Однако потом изобретатель разобрал свой революционный летательный аппарат, решив, что человечество еще не готово к этому его открытию, и изобретение может быть использовано в военных целях. Был аппарат на самом деле или нет, а если и был, летал ли, сегодня никто не может подтвердить или опровергнуть. В Интернете есть черно-белые фотографии Гребенникова, парящего над землей на чем-то, напоминающем сегвей, но за подлинность снимков я ручаться не могу.
Стенд, посвященный лозоходству (наука также отрицает этот феномен)
Дальше – больше. Это результаты экспериментов Гребенникова по передаче мыслей на расстоянии своему сыну. По мнению исследователя, телепатией обладают многие животные. Владели ей и древние люди, и при определенном подходе современный человек может восстановить эти навыки. Слева изображены рисунки, которые мысленно передавал отец сыну (сначала на расстоянии 10 метров, а потом – 3600 километров), справа – то, что сын в момент «приема» информации изображал у себя на листке. Схожесть рисунков нельзя отрицать. За чистоту эксперимента опять же ручаться не могу, верить или нет – дело каждого.
Рисунки различных красивых атмосферных явлений авторства Виктора Гребенникова:
Музей – настоящая находка для любителей паранормальных явлений. Перед вами – не что иное, как слепок следа… снежного человека! Найден он (след, а не йети) запорожской экспедицией в 1986 году в горах Памира у излучины реки Игиз и позже передан в дар музею.
Очередная находка для уфологов – тектиты. Стеклоподобные образования подчас находят прямо на поверхности грунта, хотя их возраст – 0,5-0,8 миллионов лет. Исходя из этого, новосибирский ученый-геолог Андрей Изох предположил, что они прилетели на Землю с других планет или их спутников, выбросы их вулканов, которые достигли Земли.
Штормглас – старинный прибор для предсказывания погоды. В 1980-х Гребенников проводил эксперименты и с ним.
Наконец, у меня появилась возможность проверить теорию об ЭПС на себе. Это установка для регистрации телекинеза. В герметичной колбе со 100%-ной влажностью, исключающей электростатику, на паутинную нить подвешена обожженная палочка – многополостная структура. Поскольку в наших костях тоже есть полости, излучение от кисти руки способно привести палочку в действие.
Результат моего эксперимента зафиксирован на видео. За две минуты палочка под воздействием моей руки прокрутилась примерно на 90 градусов. Как это объяснить с точки зрения современной официальной науки, я пока не знаю. Могу лишь дать слово, что это никакой не монтаж и не фокус, а палочка до и после эксперимента оставалась неподвижной.
Ближе к выходу мы из мира загадок вновь возвращаемся в традиционный музей. Еще немного творений Гребенникова:
Драматичные сюжеты могут быть и в мире насекомых. Картина в центре верхней полке в центре носит название «Наездник серповка заражает гусеницу».
Видно, как отчаянно гусеница пытается защититься от внезапного нападения. Момент для гусеницы и правда критический. Нет, наездник не собирается ее убивать и съедать – все намного хуже. Если ему удастся сделать укол, он мгновенно отложит внутрь гусеницы яйца. В ее теле, еще живой, постепенно начинают развиваться личинки, расти, паразитировать, и наконец, они выходят наружу прямо сквозь кожу, а гусеница превращается вот в такое решето.
Чучело полевки – вредителя для овса:
Наконец, насекомые, отчеканенные на металле. Автор – Виктор Гребенников.
– Музей известен в мире, – говорит Римма Николаевна. – К нам приезжают из разных городов и стран те, кто изучает наследие Виктора Степановича, изобретения, тайны, которые он оставил после себя. А таковых в мире много, ведь личности Гребенникова посвящено несколько интернет-сайтов и форумов, книги, статьи в газетах и журналах, даже документальные фильмы.
Так кем же был этот загадочный Виктор Гребенников? Гением, опередившим свое время, или сумасшедшим ученым, чья одержимость фантасмагорическими идеями загубила его реальные таланты энтомолога и художника? Пусть это каждый решит для себя. Одно неоспоримо: в государственном научном учреждении ему посвящен целый музей, а палочка все-таки вертится!
Музей природы Новосибирской области Краеведческий музей Новосибирска знают все. А знаете ли вы, что здание возле ... | Сибирский зоологический музей А знаете ли вы, что прямо в центре Новосибирска выставлены полноразмерные ... | Шандринский мамонт в Новосибирске Древние земли Сибири хранят в себе множество уникальных историй. ... |
Oчень интересно. Большое спасибо!
Кстати ! В 90-е годы в Науке и Жизнь ,то-ли в Технике молодежи вышла статья .где от первого лица автор рассказывал о изучении подкрылков насекомых и постройке на основании этого летающей платформы ,на которой он летал над городом.Постройка была до смешного простой.Все дело было именно в этих загадочных насекомых ,название которых он не разглашал.Так" Мертвоеды" оказывается,интересненько!
Классный обзор - спасибо!
Благодарю за сайт создателей. Я встречалась с Виктором очень давно и посещала Его музей, Тогда мы ходили завороженные от экспоната к Экспонату.... Столько интересного. Хочет еще раз приехать и все посмотреть через 30 лет..