Этнопоселение в Заельцовском парке
Меня пригласили недавно на встречу, которая заинтересовала не только сама по себе, но еще и тем, что состояться она должна была в необычном месте – Чайной юрте в этнопоселении, которое расположено на территории Заельцовского парка. В этом парке я раньше не бывала и давно хотела попасть. А тут еще и этнопоселение – что это за место, я не знала. Конечно, воображение услужливо подсовывало картинки, и я представляла что-то вроде стоянки сибирских кочевников с чумами, кострами и оленьими шкурами. И, кстати, оказалось, что я была недалека от истины… В этопоселении действительно можно увидеть чумы и разную утварь коренных народов, правда, здесь никто не живет – это очень интересная выставка.
Добраться до Заельцовского парка можно с площади Калинина (станция метро «Заельцовская»). Оттуда идет транспорт до остановки «Заельцовский парк», конечной.
Чтобы попасть на территорию этнопоселения нужно пройти по главной аллее парка мимо вековых сосен прямо, никуда не сворачивая, пока не встретите вывеску «Этно-кафе». Теперь нужно свернуть направо и подняться немного вверх. Там вас и встретят гостеприимные строения этнопоселения.
Что же такое этнопоселение? Это выставка-музей жизни и быта коренных жителей Сибири и Дальнего Востока: алтайцев, алеутов, ненцев, бурятов и многих других, который расположен под открытым небом. Проект его создатели позиционируют как живой путеводитель по Сибири с уникальной культурой ее коренных жителей. Выставка работает в Заельцовском парке с 2012 года.
Приходить можно каждый день с 10 до 22 часов. Вход свободный.
Тут, в этнопоселении, вы не заблудитесь. Во-первых, территория не такая большая, во-вторых, есть указатель, который «заявляет»: «Здесь этно-кафе, там выставка». Если хотите зайти в кафе, надо свернуть налево, если сразу ознакомиться с экспонатами выставки – пойти в правую сторону.
Первой здесь появилась Чайная юрта, вокруг которой разрослось все этнопоселение. В мини-кафе, расположенном в настоящей юрте, можно попробовать традиционные сибирские виды чаев. Есть варианты, которые иначе как экзотикой не назовешь – например, зеленый чай на молоке с перцем! Я не большой любитель чая, предпочитаю кофе, так что не особо разбираюсь в этом продукте. Но люди, знающие толк в чае, говорили, что в Чайной юрте подают именно «правильный» напиток, какой пили народы Сибири, сидя у костра. Еще одна юрта возле Чайной появилась недавно.
А рядом с двумя юртами находится Средневековый тир. Вот это точно уникальная достопримечательность: где еще можно пострелять из лука или пометать топоры и копья? Тир работает каждые выходные с 12 до 20 часов.
Около тира стоит идол народов Сибири, на примере которого можно увидеть, как представители коренных сибирских народов поклонялись своим божествам – никаких богатых разукрашенных храмов, простой деревянный идол… Впрочем, и боги тогда были другими – суровыми, они олицетворяли первозданные силы природы и вряд ли требовали от своих почитателей «показухи».
Если пройти немного дальше, можно воочию увидеть, как жили, можно даже сказать, выживали раньше люди на территории Сибири, условия ведь были явно не тепличными. Жили многие обитатели тайги, например, элвены и эвенки, в теплых чумах, причем жилища были мобильными, поскольку в поисках новых угодий для охоты люди активно перемещались с места на место. А охота была очень важной частью их жизни, так как основу рациона составляло мясо убитых животных и пойманная рыба. Добычу варили, жарили, употребляли в свежем виде и заготавливали впрок. Перевозили жилища и домашнюю утварь на оленях. Вообще, из домашних животных у таежных жителей были только олени и собаки. Кстати, в прошлом году в этнопоселение привозили оленей, они на какое-то время стали экспонатами выставки. Их обещают привезти из Якутии. Увидеть оленей можно будет по выходным. И не только увидеть, но и погладить, а также прокатиться на якутских оленьих нартах! Конечно, хотелось бы, чтобы полюбоваться на северных красавцев можно было в любое время. Правда, для этого здесь придется открыть мини-зоопарк
В этнопоселении реконструирован быт жителей тайги. Рядом с чумами расположились и другие строения, например, «времянки», которые ставили охотники, а также дровяники – сооружения для хранения дров. Они гораздо удобнее русских поленниц, поскольку намного выше, а значит, дрова можно было спокойно оставить, не опасаясь, что место заметет, и его потом не отыщешь.
Чтобы подробнее узнать, как именно использовались те или иные предметы и строения, можно подойти к стендам и прочитать, а также посмотреть старые фотографии. Здесь же можно отыскать и другую интересную информацию, например, об обычаях и традициях. Скажем, эвенки, принимая пищу на улице или в чуме, всегда рассаживались за разными столами: за одним мужчины, за другим – женщины и дети.
Меня очень заинтересовала лодка-«долбленка» – такие использовали в Сибири для рыбной ловли и для кочевок. Их выдалбливали из цельного куска дерева, нелегкая, должно быть, была работа. А вот сама лодка, напротив, очень легкая, для плавательного средства, разумеется. Мы с мужем вдвоем смогли ее приподнять. А те, кто жил в Сибири задолго до нас, наверняка привыкли к перетаскиванию лодок, и они казались пушинками. Лодке, которая выставлена в этнопоселении, около 70 лет. А вообще «долбленки» изготавливают еще с эпохи неолита!
В этнопоселении проводят экскурсии и, что очень интересно, прогулки по ночному бору. А также семинары и лекции, выставки, просто «посиделки» в жилищах коренных народов Сибири, а также встречи с археологами, этнографами, путешественниками и представителями тех самых коренных народов!
Я побывала на мероприятии, которое состоялось здесь, в Чайной юрте, и проходило в формате встречи. Называлась она «Мы и мифы». Ведущей была Людмила Сухинина, этнопедагог и сказкотерапевт, как она сама представилась. Людмила исследует традиционные культуры Сибири. Она рассказывала о мифах и сказках коренных народов – шорцев, удегейцев, а также о мифах в целом и их отголосках в современной жизни.
Древние сибирские сказки аутентичные и своеобразные, а где-то даже жестокие. И, кстати, сильно отличаются от русских народных. Богов и чудовищ в них побеждают не богатыри, а… женщины. Они проходят всевозможные испытания и в итоге побеждают благодаря уму и хитрости. А чего вы хотите – была эпоха матриархата! И женская сила, связь с природой очень ценились людьми того времени. Считалось, например, что женщина не должна перешагивать через «мужские» предметы – ножи, копья, иначе они лишались удачи.
В культурах народов Сибири человек был един с природой и мог оказывать на нее самое непосредственное влияние. Например, принимать участие в творении животных. Есть сказка о том, как одна беле (красавица) расшила узорами хвост селезню в благодарность за оказанную услугу. Кстати, о животных, их тоже воспринимали иначе. Например, в архаичных сказках заяц – это не трусишка, как в русских, а благородное и сильное животное, связанное с культом плодородия.
Сознание людей того времени живо в нас и сегодня. Женщина идет в платье леопардовой расцветки? Как бы ни плевались вслед бабушки на лавочках, это не пошлость и безвкусица, а след древности, который тянется из прошлых веков, когда женщины ходили в шкурах. Так, по крайней мере, считает сказкотерапевт Людмила Сухинина.
Затронули и тему древних обычаев народов Сибири, многие из которых сегодня кажутся совершенно дикими и нелепыми. Как вам, например, обычай устраивать суд над медведем, который убил охотника? Мертвому животному шаман выговаривал за его злодеяние, а потом мясо медведя жарили и раскидывали, чтобы его никто не съел.
Не менее интересным, чем древние сказки, оказался интерьер Чайной юрты, который, конечно, выполнен в этническом стиле. Стены и стойка, за которой разливают чай, украшены замысловатыми орнаментами и пучками сухих трав. Еще здесь можно увидеть костюм и снаряжение сибирского охотника, а также «добычу» - чучело белки. Чай пьют, как и полагается, сидя за низкими столиками прямо на полу, который устлан коврами.
Буквально на днях, кстати, здесь установили дровяную печь! Так что теперь удовольствие от чаепития дополнят аромат дымка, тепло живого огня и потрескивание дров.
Наверняка в будущем здесь будут и другие, не менее увлекательные встречи и лекции. Узнать о ближайших мероприятиях можно в группе этнопоселения вКонтакте 2. Здесь же указаны дополнительные контактные данные:
Телефон: 8 (953) 861-20-55
Электронная почта: volkles@ngs.ru 0
В ближайшем будущем в этнопоселении появятся и новые виды досуга, например, промысловый тир. Можно будет сходить на охоту на лыжах в компании опытного проводника. Организаторы обещают, что поохотиться сможет любой, независимо от пола и уровня подготовки. Звучит заманчиво. Также возобновятся прогулки по ночному Заельцовскому бору, теперь они будут лыжными. А если кататься не умеете – научат! По крайней мере, обещают. От себя скажу, что прогулка по этнопоселению была очень приятной и познавательной. И про мифы послушать тоже было очень интересно. Культура народов Сибири самобытна и уникальна, возможность познакомиться с ней стоит того, чтобы выбраться в Заельцовский парк. А заодно можно побродить среди 200-летних сосен, выпить сибирского чаю в теплой юрте – отличный вариант отдыха, на мой взгляд. Охотиться на лыжах я вряд ли пойду, а вот погладить северного оленя – ради этого вернусь сюда.
Конный клуб «Фаворит» в Заельцовском парке Люблю Заельцовский парк. Свежий воздух, живописная природа и всё это ... | Веревочный парк «Слабо?!» Гуляли недавно с сестрой в Заельцовском парке (это где детская железная ... | Детская железная дорога в Заельцовском парке Железная дорога – в этих словах скрыта какая-то странная магия. Почему-то ... |
Приехал из Оренбурга к родственникам в гости в Новосибирск, и они решили рассказать мне об истории их родного края. Пригласили меня на выставку в этнопоселение, сказав, что там будет очень интересно. И действительно, я узнал очень много о коренных народах, населявших ранее эту местность, об их обычаях, нравах, бытовых условиях. Было очень интересно на практике соприкоснуться с историей, окунуться в мир древности. Кстати, у них есть нечто общее с казахами в бытовом плане - наверное, потому что условия проживания в обоих регионах весьма суровы.
Как я узнал, сотрудники выставки устраивают различные мастер-классы и выездные мероприятия, связанные с этнокультурой, поэтому здесь можно встретить очень интересных людей - путешественников, фотографов, историков. Разговор с ними за чашкой настоящего сибирского чая, думаю, продлится не один час.
Я остался очень доволен тем, что смог посетить это интереснейшее место.
Собираюсь приехать в Новосибирск, посмотреть и узнать что это за город. Все друзья мне говорят сходить именно в этот парк. Очень понравилась статья хорошо все описано, фотографии очень красивые жду не дождусь как уже полечу туда из Астаны. Если вы там были расскажите что там есть еще интересного?
Какие-то мутные снимки в этот раз. Побоялись зеркалку заморозить? Посмотрел архив погоды за январь 2014 года - с 4 по 7-8 января действительно было холодно, иной раз до -30.